Использование цифрового микроскопа для изучения учащимися коррозионных процессов

Кандидат педагогических наук, директор, СПО Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область
преподаватель, СПО Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область

Известно, что изучение коррозионных процессов вызывает  у учащихся много затруднений. И это закономерно, поскольку это процессы требуют понимания сущности протекания электрохимических окислительно-восстановительных реакций, что по сути своей является сложным учебным материалом. Поиск путей оптимальной организации учебного процесса для изучения данной темы привел нас к замыслу, провести изучение данного учебного содержания не только в основных курсах, но и в условиях дополнительного образования. В качестве предмета изучения мы выбрали алюминий, поскольку это он является конструкционным материалом для многих технических, научных изделий, как металл прочный, пластичный, легкий и обладающий высоким химическим сопротивлением во многих коррозионных средах.

Цель нашей работы заключалась в  исследовании такого важнейшего свойства алюминия, как коррозионная стойкость в кислых средах. 

Коррозионные свойства алюминия мы исследовали с использованием цифрового микроскопа Intel Play QX3. Это компактное и очень удобное устройство, связанное с персональным компьютером, сочетает в себе функции микроскопа, цифровой видеокамеры и видеомагнитофона. Микроскоп позволяет рассматривать изучаемый объект в статическом состоянии и в динамике, увеличивая при этом его изображение до 200 раз. Используя устройство цифровой видеокамеры Intel Play QX3, можно зафиксировать цифровые фотоснимки и видеомодули.

Учащиеся проводили эксперимент в капле раствора кислоты, нанесенной на поверхность фольги алюминия. Особенности процесса наблюдали с использованием цифрового микроскопа Intel Play QX3. О скорости протекания процесса учащиеся судили по интенсивности катодного процесса выделения водорода – пузырьков газа. При этом учащиеся наблюдали коррозионные процессы на неповрежденной поверхности алюминиевой фольги и на поверхности фольги, поцарапанной иглой (из нержавеющей стали). Для материала иглы данная среда была слабо агрессивной.

Учащиеся установили, что существует опасность увеличения интенсивности коррозионных процессов в местах локальных повреждений поверхности алюминия. Особенно это опасно в кислых коррозионных средах, например в условиях возникновения кислотных дождей. В данном случае любое случайное механическое повреждение поверхности изделия, выполненного из алюминия, может подвергнуться интенсивной коррозии, и как результат, привести к его внезапному разрушению.

И в заключении следует отметить, что использование такого современного лабораторного инструментария, как цифровой микроскоп Intel Play QX3 приводило к повышению познавательного интереса учащихся. Хотя освоение использования этого устройства для учащихся было весьма не просто, но сознание, что они участвуют в полноценном научном исследовании,  повышало их познавательную мотивацию, и, как результат, и успешность обучения. 

Список литературы: 

1. Жильцова О.А. Исследование коррозии железа с использованием цифрового микроскопа. / Юный химик. 2006. № 2.
2. Томашов Н.Д., Чернова Г.П. Теория коррозии и коррозионностойкие конструкционные сплавы. Москва. Изд-во «Металлургия». 1986.

Код публикации: 

3024