Во многих сборниках олимпиадных математических задач или книгах головоломок можно найти разнообразные задачи с участием шахматной доски и фигур. Чем же обусловлено такое частое обращение именно к шахматной игре, а не к любому другому виду спорта?
Во-первых, формы мышления шахматиста и математика довольно близки. Можно рассматривать сложившуюся на доске позицию как задачу, решение которой нужно найти, перебрав все возможные варианты, и найдя самый рациональный из них. К этому сводятся большинство и математических задач.
Во-вторых, существует распространенное мнение, что и шахматы, и математика развивают ум, учат находить нестандартные решения, стимулируют самостоятельность мышления, учат творчеству. В шахматах невозможно стать великим шахматистом, только лишь слепо повторяя сыгранные ранее дебюты. Также как и в математике, невозможно добиться успеха, не умея мыслить и рассуждать.
Шахматные задачи помогают соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, наглядно иллюстрируют условие задачи и ход решения. И хотя, казалось бы, шахматная доска ограничена всего 64 клетками, существует множество математических задач с использованием шахмат и шахматной доски, и все они разнообразны и интересны.
Шахматные задачи можно разделить на задачи, связанные с математической логикой, комбинаторные задачи и геометрические задачи. Ведь некоторые задачи исследуют игру с точки зрения построения ее формальной модели, удобной для логического анализа, другие рассматривают конкретные игровые позиции, в которых нужно, например, поставить мат за заданное число ходов, а также работа с шахматной доской, как с геометрическим объектом. Все эти направления освещены в таких знаменитых книгах как «Математика на шахматной доске» (1976) Е.Я. Гика, «Комбинаторные задачи на шахматной доске» (1935) Л.Я. Окуневой, «Математические развлечения» Мартина Гарднера. В этих книгах собрано множество материалов, посвященных шахматным задачам.
Условия шахматных задач часто связаны с древними легендами, причем существуют некие противоречия, и одну задачу порой можно встретить в виде совершенно разных легенд.
Например, часто встречающаяся в олимпиадах задача на разрезание шахматной доски сопровождается в разных источниках разными легендами, но задание при этом остается неизменным - разделить шахматную доску на четыре одинаковые по форме части так, чтобы каждая заключала в себе по одной фигуре.
Итак, подобные задачи можно решать, не умея играть в шахматы. Кроме того, они позволяют заинтересовать учащихся и в игровой форме объяснить им некоторые математические приемы решения трудных задач