Цель: открытие учащимися свойств параллелограмма в ходе эксперимента при работе в виртуальной среде «Живая математика»; применение свойств параллелограмма в ходе решения задач.
Оборудование:
- компьютер учителя;
- нетбуки для учащихся;
- мультимедийный проектор, экран;
- документ-камера,
- тетради на печатной основе по геометрии для 8 класса (у каждого учащегося).
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка цели урока.
- Актуализация знаний учащихся в ходе проверки домашней работы.
- Решение задач на готовых чертежах с целью подготовки к изучению нового материала (устно).
- Изучение нового материала, экспериментальная работа.
- Закрепление изученного материала в ходе решения задач в рабочих тетрадях на печатной основе.
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.
2. Постановка целей урока
Данный урок является уроком изучения нового материала по теме «Параллелограмм и его свойства». На уроке в ходе исследовательской работы в виртуальной среде «Живая математика» учащиеся экспериментально выводят свойства параллелограмма. А также приобретают практические навыки применения знаний по теме в стандартных условиях в ходе решения задач в рабочих тетрадях на печатной основе.
3. Актуализация знаний учащихся в ходе проверки домашней работы
Решение задач домашней работы проверяется с помощью документ-камеры.
4. Решение задач на готовых чертежах с целью подготовки к изучению нового материала (устно)
Учащиеся решают устно задачи на готовых чертежах (чертежи заранее заготовлены на доске).
Работа проводится с целью подготовки к изучению нового материала. Учащимся дается 1-2 минуты на обдумывание задачи, а затем заслушиваются различные варианты решений, обсуждается, какое из решений наиболее верное, рациональное.
Задачи
- Дано: АВ || CD, BC || AD (рисунок 1)
Доказать: ВС = АD, - Дано АВ || CD, AB = CD (рисунок 2)
Доказать: О – середина AC и BD.
5. Изучение нового материала, экспериментальная работа
Учащиеся работают с нетбуками в виртуальной среде «Живая математика».
- Вводится понятие параллелограмма.
- Исследовательская работа в виртуальной среде «Живая математика», в ходе которой учащиеся экспериментально выводят свойства параллелограмма. Они производят измерения отрезков и углов с помощью инструментария программы «Живая математика». Учащиеся сопровождают решение каждой задачи анализом того, насколько формулируемые ими положения выдерживают вариации исходных элементов чертежей, полученных из исходных, с помощью команды Анимация.
- Первый этап: учащиеся измеряют стороны фигуры с помощью выбора вкладки Измерения горизонтального меню.
- Второй этап: воспользовавшись командой Анимация (меню Вид) учащиеся наблюдают, анализируют и делают выводы, каким образом меняются измеренные ими величины. Учитель контролирует правильность умозаключений и формулировок свойств параллелограмма, предложенных учащимися.
- Далее учащиеся работают в виртуальной среде «Живая математика», следуя четко инструкции, записанной справа на каждом слайде презентации в программе под руководством учителя (выполняя первый и второй этапы). Смотри Приложение 1.
6. Закрепление изученного материала в ходе решения задач в рабочих тетрадях на печатной основе.
Задачи № 8, 9, 10 учащиеся решают самостоятельно, затем один из учащихся читает свое решение, остальные проверяют свое решение, исправляют ошибки отвечающего.
Задача № 8
В параллелограмме ABCD найдите: а) стороны, если ВС на 8 см больше стороны АВ, а периметр равен 64 см; б) углы, если
Решение.
а) По свойству параллелограмма АВ = CD, ВС = АD и . По условию РABCD = 64 см, следовательно, 2 (АВ + ВС) = 64 см, откуда АВ + ВС = 32 см, но ВС на 8 см больше АВ, поэтому АВ + АВ + 8 см = 32 см, откуда АВ = 12 см, ВС = 12 см + 8 см = 20 см.
б) По условию , а так как
, то
Задача № 9
В параллелограмме АВСD диагональ АС, равная 24 см, образует со стороной АD угол в 30о, о – точка пересечения диагоналей АС и ВD, . Найдите длину отрезка ОЕ.
Решение.
Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, поэтому АО = ОС = 12 см. Треугольник AOE – прямоугольный с гипотенузой АО и острым углом А, равным 30°. Поэтому катет ОЕ, лежащий против угла в 30о, равен ½ АО, т.е. ОЕ = ½ * 12 см = 6 см.
Ответ: 6 см.
Задача №10.
Биссектриса угла АВ параллелограмма АВСD пересекает сторону ВС в точке Р, причем ВР = РС. Найдите стороны параллелограмма, если его периметр равен 54 см.
Решение.
, так как луч АР – биссектриса угла А,
, так как эти углы накрест лежащие при пересечении параллельных прямых AD и ВС секущей АР. Следовательно,
.
- Треугольник АВР – равнобедренный, так как его углы 1 и 3 равны, поэтому АВ = ВР.
- По условию ВР = РС, следовательно, ВС = 2 * ВР = 2 * АВ.
Итак, Р ABCD = 2(АВ + 2 * АВ) = 6 * АВ.
Так как периметр параллелограмма равен 54 см, то 6 * АВ = 54 см, откуда АВ = 9 см и ВС = 18 см.
Ответ: АВ = DC = 9 см.
ВС = AD = 18 см.
7. Постановка домашнего задания
Домашнее задание находится на столах учащихся на листах с напечатанными на них готовыми чертежами (смотри Приложение 2).
8. Подведение итогов урока
Учитель: «Итак, изучением какой темы мы с вами занимались на сегодняшнем уроке? А чем конкретно мы занимались, и что нам дал этот урок?»
Сообщаются оценки учащимся, отвечавшим на уроке.