Использование на уроках физики результатов исследовательских работ учащихся как способ формирования интереса к предмету

учитель физики, МОУ Гимназия г. Фрязино,

Если проанализировать содержание статей и конференций на тему исследовательской деятельности школьников, то становится очевидным, что главное внимание на них уделяется вопросам организации этой деятельности, подготовке педагогов к руководству исследованиями, психологическим аспектам и так далее.  В то же время не менее важным является вопрос – а что в результате? Для учащихся польза от знакомства с методами и средствами научных исследований очевидна. А что кроме морального удовлетворения  и радости за своего ученика  получает в результате исследовательской работы ее руководитель?  В данном докладе на примере исследований по физике показано, что при соответствующем выборе темы  работы и расстановки акцентов в ней, большинство результатов могут  являться готовыми учебными пособиями по данному предмету. Такие пособия, кроме чисто методической функции облегчения понимания и усвоения материала имеют еще  и психологическое значение, так как учитель объясняет ученикам, что представленные в данный момент на уроке материалы получены в результате исследовательской работы их предшественников.

          Итак, несколько примеров из опыта проведения с учащимися исследований по физике  в  МОУ Гимназия г.Фрязино Московской области.

          1. В 2011 году выпускницей гимназии А.С.Карташевой была проведена большая работа по исследованию и визуализации акустических спектров различных предметов [ 1 ].  Материалы этой работы активно используются автором доклада на уроках физики (профильное изучение) при обсуждении природы  и гармонического состава звука, причем не только в виде схем и рисунков, но и используя освоенную в процессе исследований методику работы с компьютерным спектроанализатором. В частности, изученные и систематизированные в работе А.С.Карташевой литературные данные, позволяют иллюстрировать возможность представления любого периодического сигнала в виде суперпозиции гармонических колебаний (разложение в ряд Фурье).  А полученные экспериментальные результаты позволяют наглядно продемонстрировать спектральный состав звуков различных музыкальных инструментов и влияние способов возбуждения струны на качество звука. Полностью работа А.С.Карташевой и другие исследования  опубликованы на сайте автора доклада sergkar.ucoz.ru

          2. В 2012 году учащейся 10 класса нашей гимназии Ю.Д.Лучеевой была продемонстрирована возможность использования обычного компьютерного сканера в качестве прибора для  научных исследований  [ 2 ]. В частности, в ее работе показано,  что в ряде случаев сканером можно с успехом заменить цифровой микроскоп при изучении физических и биологических объектов. Кроме того, пиксельная структура изображения, получаемая при большом увеличении, позволяет (если известно разрешение) оценить размеры малых объектов, что и было неоднократно использовано в лаборатории физики нашей гимназии для измерения толщины тонких проволок, для измерения внутреннего диаметра иглы шприца, толщины линий пишущего инструмента и других объектов.

          3.  Работа учащихся 11 класса Колосовского М.А., Комова А.С. и Манахов Е.А,  «Метод измерения удельного сопротивления  электролитов на постоянном токе» [ 3 ], выполненная в 2013 году,   содержит  богатый иллюстративный материал по физике процессов, происходящих при электролизе жидкостей на границе раздела электрод-электролит. В работе  проведены исследования удельного сопротивления  воды, взятой  из различных источников. Оригинальная методика,  предложенная в  работе,  позволяет исключить влияние контактных областей на результаты измерений.

          4. Наконец, приведу еще один пример. В кабинетах физики наших   школ  хранится большое количество так называемых плакатов, которые в настоящее время устарели как физически, так и морально. Вместе с тем, материал, размещенный на старых плакатах, является нужным, полезным, информативным, хорошо оформленным. Он  востребован учителями физики.  В связи с этим обстоятельством возник вопрос о том, как современными методами использовать информационную ценность старых учебных плакатов. Ответ очевиден. Необходимо перенести изображения с бумажных плакатов на цифровые носители и использовать их с помощью мультимедийной аппаратуры. Ученицами 7 класса гимназии г. Фрязино  Е.Баркиной и В.Тришкиной  поставленная задача была решена путем фотографирования бумажных плакатов цифровым фотоаппаратом  с достаточно высоким разрешением. В процессе выполнения работы было исследовано влияние освещения и режимов работы фотоаппарата на качество получаемых изображений,  проведено редактирование цифровых изображений с целью устранения дефектов исходного материала, а также создана цифровая библиотека учебных плакатов по физике, в которой содержится   около 70  изображений, сгруппированных по различным разделам школьной  программы.

Особенностью данной работы является то, что при ярко выраженной прикладной направленности, в ней содержатся элементы исследования,  вполне доступного для учеников 7 класса.

          Приведенные выше примеры убеждают в том, что исследовательская деятельность учащихся имеет такой аспект, как использование  ее результатов в практической деятельности учителей – руководителей и их коллег.

Список литературы: 

1. Международная научная конференция школьников «ХХI Сахаровские чтения». 20-23 мая 2011. Сборник тезисов докладов. Санкт-Петербург.
2. Международная научная конференция школьников «ХХII Сахаровские чтения». 18-21 мая 2012. Сборник тезисов докладов. Санкт-Петербург
3. Международная научная конференция школьников «ХХIII Сахаровские чтения». 17-20 мая 2013. Сборник тезисов докладов. Санкт-Петербург

Код публикации: 

2087

Издание: 

Страница в издании: 

81