Измерительные материалы для диагностики познавательных метапредметных умений на примере общелогических приемов познания

учитель химии, школа № 1293

«Великая цель образования ‑ 

это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Современное общество исключительно динамично;  мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Постоянные  изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни.  Чтобы быть на уровне понимания возникающих жизненных ситуаций, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе,но и в нескольких вузах.

          Наши учащиеся в течение многих лет изучают разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. В настоящее время изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового. Поэтому в образовании происходит смещение акцента образования с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умение). Мы приходим к осознанию необходимости изменения учебного процесса и способов деятельности учащихся.

Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

К метапредметным результатам относят освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

          Из всего перечня умений данного раздела стандарта был выделен спектр познавательных метапредметных умений. Мне бы хотелось  показать некоторые подходы к разработке измерительных материалов для диагностики умений, связанных с освоением общелогических приемов познания на примере умения классификации.       При изучении предметов естественного цикла необходима система заданий, вовлекающая учащихся в разнообразную познавательную деятельность, требующая от них хотя бы небольшого поиска, ориентированная на применение знаний в новых условиях.

Для диагностики образовательных достижений учащихся в области учебно-познавательной компетентности и разделе логические умения (умение классифицировать) выделяют следующие виды деятельности:

  1. выделение основания  классификации
  2. определение степени полноты классификационных признаков
  3. ранжирование объектов
  4. составление и заполнение схем, отражающих классификацию объектов.

Классификация (естеств. науки) – условное распределение всей совокупности данных объектов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с какими-либо общим признаком или признаками.
          Задания на классификацию, группировку и  ранжирование создают условия для того, чтобы учащиеся обдумывали связи, которые существуют в изученном материале.  При  выполнении подобных заданий формируется высокий уровень анализа и синтеза, обобщенное, разностороннее  видение предметов и явлений, умение сравнивать учебный материал, находить в нем сходства и отличия.

     Умение  классифицировать, проводить ранжирование используется при поиске информации, является основой таких специальностей как делопроизводство, логистика и т.п.

Правила проведения классификации:

а) в классификации следует применять только одно основание

б) все объекты, которые даны в задании, должны быть отнесены к какому-либо классу
в) объекты классификации должны взаимно исключать друг друга: никакой объект не может быть отнесен к каким-либо двум классам.
г) деление на классы должно быть непрерывным: необходимо указывать все классы, не пропуская ни одного из них.

Примеры заданий:

  1. выделение основания  классификации; определение степени полноты признаков классификации

Основание классификации – признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берется за основание классификации.
Задание 1. Вам даны четыре понятия. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним  не подходит. Найдите его и подчеркните. Объясните, почему Вы выбрали именно это слово. Например: физика, химия, геометрия, биология. Подчеркнуто геометрия (не относится к области естествознание).
а) химические знаки, индексы, спиртовка, валентность

б) спиртовка, пробирка, моль, штатив

в) количество вещества, лабораторный штатив, молекулярная масса, молекулярный объем.

 Пример данного варианта задания проверяет умение правильно выделять основание для классификации и основываются на различных предметах естественного цикла

2) ранжирование объектов.

Ранжировать – расположить упорядочно,  строго по порядку.
        При выполнении заданий на ранжирование неверный результат дает непонимание даже одного из предложенных терминов, что дает неверное представление их   иерархии.

Задание 2. Вам предложены перечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите эти понятия в каждой  предложенной схеме таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к общему. Например:  Ботаника – биология – естествознание.

а) соль, электролит, хлорид натрия

б) молекула, газ, атом, вещество

Примеры заданий можно применять при изучении различных тем и неорганической и органической химии.

3) выделение основания классификации; заполнение предложенных схем, отражающих классификацию объектов, и составление схем классификации.
Правила составления классификационного дерева (схемы):
а) каждое понятие обозначают точкой, рядом с которой записывают понятие или его условное обозначение

б) более общее понятие располагают над менее общим

в) обозначения нижестоящего уровня соединяют с обозначением вышестоящего уровня ( вышестоящие –  родовые понятия, нижестоящие – видовые понятия.
Задание 3.  В процессе обучения физике, химии и биологии вы познакомились с различными классификациями естественнонаучных объектов. Попытайтесь вспомнить известные вам классификации химических веществ и выполнить следующее задание.

          Даны вещества: 1) кислород, 2) гидроксид натрия, 3) соляная кислота, 4) гидроксид алюминия , 5) железо, 6) хлор, 7) азотная кислота, 8) медь.
           Объедините данные вещества в четыре однородные группы. Запишите номера веществ, входящих в каждую группу, в таблицу и напишите общее для группы названия.

Группа

     Номера веществ

  Общее название группы

 

 

 

№1

 

 

№2

 

 

№3

 

 

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. – М., 2011.
2. Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии» Оценка, рейтинг, тест. — М.: Народное образование, 1998.
3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М., 2006.
4. Словарь научных терминов. http://e-science.ru/index

Код публикации: 

2104

Издание: 

Страница в издании: 

112