В настоящий момент мы являемся свидетелями перемен, происходящих во всех сферах жизни нашего общества. На фоне этих преобразований острее осознаются проблемы педагогической теории и практики. Традиционные представления об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта, добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются. Сегодня ученики должны приобретать опыт познавательной, практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. «Знания» из цели становятся средством образования, а его результатом – умения, действия со знанием.
Сложившаяся ситуация делает актуальной проблему поиска новой философии образования. овая философия образования строится на взаимодействии двух парадигм:
• холистический подход к миру, как к целостной системе, согласуется с попыткой построить образование в соответствии с законами природы, где основополагающим выступает представление «все связано со всем»;
• гуманистический подход к человеку, живущему в современном мире, где внутренняя организация и специфика познания отдельно взятого человека и его возможности потребности становится главной педагогической ценностью.
Традиционные представления об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта, добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются. Сегодня ученики должны приобретать опыт познавательной, практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. «Знания» из цели становятся средством образования, а его результатом – умения, действия со знанием.
Чтобы привести в соответствие социальный и личностный заказ к проектированию содержания общего образования предлагается использовать компетентностный подход. Ключевые компетенции являются надпредметными и многомерными, они имеют универсальный личностно-деятельностный характер.
Компетентностный подход ориентирован на работу с информацией, представленной в различной знаковой системе: решение социально-значимых практических задач : (проведение наблюдения, выдвижение и проверка гипотезы, постановка цели и задачи, анализ полученных результатов) соотнесение знаний, получаемых в школе, с собственным жизненным опытом, умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Приобретая опыт познавательной и ценностно-ориентированной деятельности, учащиеся получают приоритетную возможность продвижения в общекультурном пространстве, подъема в социальном лифте.
Современные технологии реализации компетентностного подхода и достижения планируемых результатов исходят из необходимости применения учебных задач и ситуаций. Учебная задача - это один из основных компонентов учебной деятельности. Задача представляется как сложная взаимосвязанная система информации о каком-либо процессе, явлении, событии. Часть информации при этом задаётся в явном виде, а часть - скрыта и необходимо найти новые знания, способы действия или использовать комплекс уже имеющихся навыков и знаний, чтобы разрешить поставленную задачу. Учебная задача приводит учащегося к овладению новыми способами деятельности, т. е. происходит изменение субъекта, производящего деятельность, что даёт возможность перехода учащегося из объекта действия в субъект образовательного процесса.
Важным средством реализации компетентностного подхода является межпредметная интеграция знаний, позволяющая оптимизировать, систематизировать и интенсифицировать процесс обучения, необходимость использования которой особенно явно проявляется в цикле естественнонаучных предметов, поскольку она приводит к системному единству объектов познания, к пониманию фундаментальных законов и явлений природы. Использование межпредметной интеграции позволяет реализовать главную цель школьного образования - формирование мировоззрения, которое является ведущим фактором личностного развития.
Развитие личности учащихся неотъемлемо связано с формированием внутренней позиции субъекта. Подготовка учащихся как субъектов социальной и собственной жизни, способных к самоформированию, саморазвитию, самореализации и саморегуляции, законодательно оформлена в Законе Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 г. Реализация деятельностного подхода, в том числе, с помощью решения учебных задач, использование межпредметной интеграции на уроках будет способствовать реализации активности учащегося за счет актуализации его мотивационных ресурсов, личных смыслов и целей в образовательной деятельности. При этом педагог должен принимать учащихся со всеми их возрастными проблемами, быть способен к взаимодействию, соблюдая педагогический такт и деликатность, настроен на диалог с ним; воспринимать развитие субъектности подростка как значимую педагогическую цель.