Некоторые необходимые требования к стандартам по математике

д.пед.н., профессор, главный научный сотрудник, Институт информатизации образования РАО

Система высшего образования России в области естественных наук, сложившаяся за последние два века, впитала в себя многие лучшие образцы университетской педагогики, сохранив своеобразие русского менталитета, непременными условиями которого всегда были фундаментальность, доходчивость и доступность. «Переход на новую образовательную парадигму, – как заявляет преподаватель кафедры информационных технологий ХПИ ФСБ С.А. Антоненко [1, с. 10], – обусловил в общеобразовательной школе сведение деятельности учителя к натаскиванию учеников на определенный набор знаний. Главным образом к навыкам работы с тестами при подготовке к ЕГЭ. Отсюда за рамками ранее принятых ценностей остаются те, которые связаны с формированием нравственного образа человека». Это приводит к противоречиям между сложившимися в его сознании традиционными гуманистическими нормами и специфическими ценностями технократизма. Действия новой парадигмы образования не замедлили сказаться во всех частных методиках обучения, особенно в методике преподавания физики и математики. Академик РАН профессор С.М. Никольский проанализировал этот процесс и сделал нижеследующие выводы: «Двадцать лет тому назад наша школьная математика была на одном из первых мест в мире. Причиной этому служила удачная отечественная организация обучения предмету, основанная на логическом принципе и обеспечении нужного времени на обучение математике по школьным учебным программам. Многолетняя практика показала, что усвоение школьного курса учеником со средними способностями требует общения ученика с учителем, по меньшей мере, 1 час в день в каждом классе СОШ в течение всего срока обучения, то есть 6 учебных часов в неделю. В последнее время Министерство образования и науки РФ занято реформами школьного образования. К сожалению, приходится констатировать, что эти реформы объективно уменьшают значение математики в школьном образовании нашей страны. Явно снижается уже достигнутый уровень математического образования» [2, с. 2].

Сегодня, обсуждая новые стандарты и программы, программы МГУ для профильной, специализированной старшей школы, считаю необходимо заложить в них:

— 12 часов в неделю математики (геометрия, алгебра, математический анализ по 4 часа в неделю);

—  стандарт, или его проект, должен определить градиент совершенствования государственной итоговой аттестации обучающихся;

—  стандарт, или его проект, не ущемляет академические свободы участников образовательного процесса (приемы обучения, методические россыпи учителей-новаторов не регулируются стандартом);

—  в основе стандартов «МГУ-школе» на первом месте обучение, а просвещение – третья сторона образования.

Аргументы к выдвинутым требованиям: прежде всего практика организации учебного процесса в московских школах, личный более чем 30-летний опыт преподавания математики в СУНЦ МГУ имени М.В.Ломоносова; стабильные достижения выпускников там, где математики не менее 10 часов в неделю в старших классах. Государственная аттестация нуждается в совершенствовании, расширены задачи комиссии по проведению ЕГЭ (апрель 2011 г.) распоряжением главы государства Дмитрия Медведева, теперь она будет называться «Комиссией по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ». В профильной, специализированной школе преподаватель в построении учебного курса математики должен иметь вариативность не менее чем на 30 процентов, предлагать параграфы, темы и задачи в соответствии со своими взглядами. Стандарт должен определять требования к учителю профильной школы, далее, в реализации программы и ее содержания, следует опираться на самоконтроль квалифицированного педагога, сохраняя его академическую свободу. Одна из тенденций нашего времени состоит в отсутствии рвения обучать (например, научить действиям с дробями). Гораздо проще, возможно, интереснее обсудить нобелевских лауреатов из России 2011 г. или рекламный ролик вуза, ну и естественно добротное кино («Математические этюды» Н.Н. Андреева). Да все это здорово, выпускники школ, несомненно, компетентны, профилированы (ли?), но, увы, не обучены.

Список литературы: 

1. Антоненко С.А. Трансформация педагогических ценностей в отечественной педагогике // Сб. научных трудов по итогам работы VII Международной конференции «Образование личности и развитие межкультурной компетентности <...>». Хабаровск, 2010. С. 6–11.
2. Русаков А.А. Корифеи математики – наши соотечественники // А.А. Русаков, Г.Ф. Межуев, Б.С. Поздеев. Южно-Сахалинск, 2010. С. 1–5.

Код публикации: 

2213

Издание: 

Страница в издании: 

31