Сегодня от системы образования требуется готовность обеспечить наилучший вклад в инновации, конкурентоспособность и экономический рост страны. Дистанционное обучение представляет собой одну из самых инновационных областей модернизации образования, отвечающую вызовам современности.
Система дистанционного обучения факультета дополнительного образования МГУ имени М.В.Ломоносова [1] – это комплексная организационная, информационная и коммуникационная система, предназначенная для поддержки, обеспечения и управления образовательными процессами на базе современных компьютерных и коммуникационных технологий. Основная цель создания системы – предоставить широкому кругу желающих доступ к методическим разработкам, учебному материалу и опыту преподавателей МГУ. Система дистанционного обучения факультета дополнительного образования МГУ может использоваться школьниками, слушателями подготовительных отделений, абитуриентами. В том числе для обучения математическим дисциплинам [2].
При создании Системы дистанционного обучения факультета дополнительного образования МГУ перед командой проектировщиков и разработчиков стоял ряд задач, решение которых было необходимо для успешной реализации проекта:
— добиться того, чтобы требования, предъявляемые к рабочему месту обучающегося, были минимальны;
— максимально снизить требования к пропускной способности канала Интернет со стороны обучающегося, что позволило бы добиться максимально широкой географии использования системы;
— добиться максимальной отказоустойчивости и надежности системы, что является важнейшим фактором для поддержания непрерывности учебного процесса;
— добиться широкой масштабируемости системы;
— обеспечить самую современную информационную защиту системы.
В качестве стандарта для представления образовательного контента используется SCORM 2004 4th Edition. Система дистанционного обучения факультета дополнительного образования МГУ предоставляет возможность обмена данными в соответствии со спецификацией стандарта SCORM, что делает клиентские приложения открытыми для обмена данными с любыми системами, поддерживающими этот стандарт. Для оформления научных работ используется оригинальный язык, близкий к языку TeX.
В рамках комплекса дистанционного обучения разработана технологическая концепция использования интерактивных досок для проведения дистанционных семинаров, позволяющая полностью повторить схему проведения классического семинара, когда доска используется одновременно и преподавателем, и слушателями.
Специальное программное обеспечение позволяет передавать через сети открытого доступа (Интернет) в режиме конференции следующие виды информации:
— графическая информация – рукописный текст, рисунки, вводимые специальным маркером на интерактивной доске, - представленная векторными данными минимального объема;
— текстовая информация, которая также вводится на интерактивной доске с помощью виртуальной клавиатуры;
— аудиоинформация – голос преподавателя и участников семинара, другие аудиоматериалы;
— видеоинформация – поточно транслируемое видеоизображение аудитории преподавателя и аудиторий всех групп, участвующих в семинаре.
Предложенная схема проведения дистанционных семинаров хорошо подходит для проведения семинаров между оборудованными классами (например, между вузом и школой). В случае отсутствия интерактивной доски, в качестве замены можно использовать компьютер с манипулятором «мышь» или планшет с сенсорным экраном. Возможность работы с каналами низкой пропускной способности делает эту технологию доступной для максимально широкой аудитории. В настоящее время разрабатываемый программно-аппаратный комплекс проходит постоянную апробацию при проведении дистанционных учебных семинаров на факультете дополнительного образования МГУ.