В природе нет более уникального явления, чем человек, и его появление на свет должно каждый раз восприниматься как явление исключительное. Человек имеет все права на развитие, обусловленные его задатками и способностями, его особенностью и неповторимостью. А школьная ступень в развитии человека призвана раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему познать и проявить себя. Это накладывает особую ответственность на образовательное учреждение, через которое человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития и которое является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика.
Отчуждение человека от природы, культуры, социума сделало актуальной экологию природы, культуры, социума во всех компонентах этих систем, включая экологию образования. Сам термин «экология образования» был введен в научный оборот в 1980 г., но тогда его появление было вызвано желанием «перераспределить» функции семьи и школы. Школу упрекали тогда в захвате обязанностей по воспитанию детей и стремились законодательно, социально и финансово обеспечить положение семьи.
Особое значение в преодолении процессов отчуждения – неизбежного спутника развития цивилизации – играет соответствующая среда, в которой происходит становление личности из индивида, наделенного индивидуальными чертами. Это превращение совершается при организации соответствующих субъект-субъектных отношений в среде образования.
Сегодня наблюдается отторжение ребенка от школы: нежелание учиться, различного рода конфликты с учителями, сверстниками, родителями. Зачастую отторгаются от школы ребята с ярко выраженным стремлением к независимому поведению и с развитым интеллектом. По тем же причинам трудно ужиться в школе детям с дополнительными проблемами, не имеющим возможности идти общедоступными путями приобщения к нормам культуры. Возникает необходимость пересмотра отношений школы и в школе во всем их многообразии: организации учебного, воспитательного процесса, организации взаимоотношений всех участников образовательного процесса, организации управления образовательно-развивающим процессом, школой, микросообществами учащихся и т.д. Идеи гуманной педагогики и, прежде всего, идея ненасилия должны стать в каждом образовательном учреждении первоочередными, направляя и регулируя их жизнедеятельность.
Необходимо согласиться с Д.С. Лихачевым: «Надо беспокоиться об экологии культуры и о ее «спутнице» – экологии образования».
Сегодня формируется новый подход к образованию, в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; глубокое знание человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития). Этот подход базируется на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Благодаря использованию этого подхода учитываются когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности; обеспечивается развитие всех сфер жизни ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития; при этом сохраняется здоровье школьника.
Основная задача антропоэкологии состоит в том, чтобы выявить группы риска и факторы риска, рассмотреть их влияние на общественное развитие и установить те неадекватные действия государственных структур, которые могут привести к необратимым потерям в жизнедеятельности людей и ценностных установках общества. Антропоэкологический подход в образовании – это использование компонентов и функций антропоэкологии для решения задач гуманистической педагогики и психологии на всех ее этапах и во всех частях педагогической системы.
Пронизывая все учебные предметы, антропоэкология высвечивает все факты антропогенного воздействия на природу и их обратного влияния. Необходима ориентация учителя-предметника на раскрытие понятия «жизнедеятельность» средствами своего предмета. Как сделать учителя-предметника учителем жизни для ученика, т.е. тем более опытным соучастником образовательного процесса, с помощью которого легче решать общие жизненные проблемы? Главная цель, возникающая при таком подходе, – смещение акцента с предмета науки на предмет жизнедеятельности, который формально обозначен в задачах учебного предмета, но не прописан ни в содержании системы, ни в арсенале средств и методик, не говоря уже о методической литературе для учителя.
Многие ученые продолжают научные исследования в процессе реализации антропоэкологического подхода в образовании: А.А. Макареня, С.В. Кривых, В.М. Жураковская, Г.Н. Шорникова, Е.В. Бускина, Н.А. Демчук, Т.А. Аристова и др. Их исследования посвящены поиску эффективных технологий обучения и воспитания в образовательных учреждениях разного типа и вида с позиций антропоэкологического подхода.
А.А. Макареня утверждает, что антропоэкология – интегральная дисциплина, изучающая то, как на всех этапах жизни человек строит свою жизнедеятельность во взаимодействии с природой, социумом и культурой, какие факторы определяют качество жизни, какие необходимы условия для реализации ценностных установок личности, какие трудности при этом предстоит преодолеть. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообществ.