Стандарт второго поколения: особенности структуры и содержания. Основным образовательным результатом стандарта является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Стандартом устанавливаются взаимосвязанные требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. В стандарте (примерной программе по предмету) прописаны цели обществоведческого образования в школе, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания. Возникают проблемы: как соотносятся высокие требования к результатам с (а) учебниками, уровнем познавательной активности учащихся (на первом месте Интернет, на втором - книги); (б) низким уровнем подготовки учителя к ведению предмета; (в) необходимостью сдачи ЕГЭ.
Обществознание в школе изучается по концентрам. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Каков же принцип отбора содержания материала?
В 5 классе упор делается на нравственные аспекты межличностных отношений.
Задачи курса 6 класса - это формирование у учащихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Ученики получают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8–9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. При этом в учебных планах большинства школ обществознание занимает скромное место: на него в основном отводится 1 час в неделю, лишь в 10-м или 11-м классах – 2 часа в неделю.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Эти темы изучаются более углубленно.
Начиная с 2001 г. в Российской Федерации вводился Единый государственный экзамен для всех выпускников общеобразовательных учебных заведений – ЕГЭ. ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества – от ученика до профессора. До сих пор ведутся споры, удачным ли оказался он в масштабах России или нет. Можно сказать, что данный экзамен – это внешняя экспертиза знаний учащихся по единым правилам.
Задания ЕГЭ составлены таким образом, что их успешное выполнение зависит от сформированности навыков социального анализа, умения работать с информацией, представленной в разной форме и на разных уровнях сложности.
Возникают проблемы:
— уровень заданий и уровень учащихся;
— как подготовить к успешной сдаче ЕГЭ;
— чего не хватает учителю – знаний по содержанию или знаний по методике;
— как помочь учителю;
— проблема преемственности школа – вуз.
В решении этих проблем должны быть заинтересованы как институты повышения квалификации учителей, так и высшие учебные заведения, например философский факультет МГУ, который может оказать грамотную содержательную помощь.