Важность ценностно-смысловой основы для профессионального самоопределения. Ценностно-смысловая основа самоопределения является стержнем, «ядром» и профессиональных планов, и профессиональных перспектив, и конкретных карьерных выборов. Ценности и смыслы позволяют ответить на вопрос, «зачем», «ради чего» следует стремиться получить такую-то профессию, поступить в такой-то вуз и устроиться в перспективе на такую-то работу. Вопрос «зачем?», «ради чего?» важен и для того, чтобы разобраться, насколько готов человек в чем-то себя ограничивать, стремясь к очередному карьерному шагу, а также насколько он готов к разумным компромиссам на пути к успеху, ведь известно, что часто за успех приходится расплачиваться (здоровьем, свободным временем, отношениями, отказом от некоторых удовольствий-развлечений, а иногда и деньгами, и даже совестью). Понятно, что ответы на подобные вопросы у каждого человека и его окружения могут быть разными, начиная от общественно ориентированных и кончая эгоистичными и даже социально опасными.
Ценностно-смысловые ориентации, с одной стороны, являются личностным выбором каждого человека, но с другой стороны, и его ближайшее окружение, и общество не должны оставаться в стороне и как-то влиять на эти выборы. Этическая деликатность проблемы в том, что окружающие (и общество) не могут навязывать какие-то ориентации, но они могут помогать, подсказывать, формировать готовность, обучать самоопределяющегося человека (и ребенка, и подростка, и его родителей) совершать важные жизненные выборы более осознанно и самостоятельно, учитывая не только личные стремления, но и ожидания со стороны близких людей, общества и даже культуры.
Следует заметить, что именно изменение ценностно-смысловой основы личности является важнейшим условием перехода человека на более высокий уровень развития. Но смена ценностей является также условием развития и коллектива (от примитивного к более сознательному), и организации (через развитие «организационной культуры», в основе которой также находятся ценности организации), и общества, ведь недаром говорят, что «любая реформа, кроме моральной, не имеет никакого смысла». Важно еще разобраться, насколько ценностно-смысловое развитие конкретного человека (школьника, студента) соотносится с ценностно-смысловым развитием его референтных групп (одноклассников, однокурсников, родственников), его учебного заведения (например, университета), его страны (с реально существующими нормами и правилами жизнедеятельности). Всегда ли человек должен адаптироваться к существующим ценностно-смысловым ориентациям или у него должно быть право на собственную нравственную позицию?
Но тогда возникают и другие вопросы: (1) каковы границы (пределы) такой самобытности, т.е. несогласия с существующими нормами? (2) как помочь человеку реализовать свои стремления, даже, если они в чем-то не соответствуют существующим нормам? (3) как научить самоопределяющегося подростка делать «разумные компромиссы» на пути к своему карьерному успеху, не уступая в чем-то главном, существенном и одновременно решая поставленные карьерные и творческие задачи? Ответы на такие вопросы и должны стать содержательной основой для разработки принципиально новых профориентационных методик.
Значимость ценностно-смысловых ориентаций в подготовке специалистов для сферы науки и высоких технологий. Во-первых, все больше ощущается необходимость в науке не столько «квадратноголовых интеллектуалов», сколько Личностей (с большой буквы!), способных не только «творить», но и думать о последствиях своей деятельности. Недаром все больше говорят о проблемах «технократического мышления» и даже о так называемой «искусственной интеллигенции» (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов и др.)
Во-вторых, само научно-техническое творчество все больше связывают с готовностью ученого преодолевать различные препятствия на пути достижения целей (как собственно карьерных, так и вызванных различными противодействиями со стороны недальновидных руководителей, «сомневающихся» коллег и завистников). Смелость и воля ученого важны также и в самом процессе творческой деятельности, когда ученый осмеливается «думать иначе», выходя за рамки привычного.
В-третьих, настоящий ученый постоянно оказывается перед соблазном превратиться из честного исследователя и экспериментатора в «дельца от науки», когда само научное творчество все больше стремятся превратить в сферу бизнеса. Именно здесь происходит настоящая проверка ученого на на личностную зрелость. Интересно, что многие современные студенты, обучающиеся по технико-математическим специальностям, настроены достаточно патриотично, т.е. хотят сделать что-то полезное для своей страны, но, к сожалению, немалая часть из них хотели бы при первой возможности «уехать в более благополучные страны», не видя в РФ «перспектив для самореализации и признания» (например, по исследованию Е.А. Мюлляринен, проведенному в МГТУ имени Н.Э.Баумана в 2011 г.).
Понятно, что главным условием преодоления этих и других «соблазнов» становится развитая ценностно-смысловая основа личности, которая должна формироваться как в школе, так и вузе. При этом в качестве образцов для подражания должны выступать настоящие ученые, которые не променяли счастье поиска истины на сомнительные блага. Именно такая «воодушевленность» на лучшие идеалы науки и должна стать главным условием не только образования (по Г. Мюнстенбергу), но и профессионального самоопределения (по Е.А. Климову).
Психолого-педагогические условия творчески-ориентированного профессионального самоопределения. Важно понять, чем привлекает молодого человека наука, и чем она может его оттолкнуть. При этом важно учесть специфику современной культурно-исторической ситуации, когда труд ученого и преподавателя вуза крайне непрестижен. Это, в свою очередь, предполагает серьезное осмысление того, что происходит в науке вообще и в ее конкретных сферах в частности. На основе этого только и возможны серьезные разговоры с самоопределяющимися школьниками о карьерных перспективах даже в условиях сомнительных реформ в образовании и науке. Опасения по поводу того, что честный разговор может кого-то из школьников «отпугнуть» не напрасны. Но если сделать акцент на идее преодоления разнообразных сложностей, как внешних, так и внутренних (о чем говорилось выше) как о важнейшем условии творчества, то наиболее перспективных подростков это может даже воодушевить.
Здесь даже можно поставить проблему «нанотехнологий» в профориентации на профессии сферы науки и высоких технологий. Учитывая то, что в такие сферы часто идут подростки не только талантливые, но и патриотичные (это показывают обследования студентов в таких вузах – см. выше), мы считаем, что с ними вполне возможны серьезные разговоры не только об их личных перспективах в науке, но и о перспективах самой российской науки. При этом здесь особенно важны и такие темы, как зарплата ученых (включая большинство не всегда обоснованных унизительных грантов), бюрократизация научной и образовательной деятельности в вузах и др. Многие считают эти проблемы мелкими (даже мелочными), несущественными («маленький» – от древнегреч. nannos – вот и получаются «нанотехнологии»). Но именно нерешенность таких проблем больше всего тормозит развитие науки и ведет к деградации самих ученых и преподавателей. Ведь можно даже в условиях крайней малоосмысленности оставаться Личностью и заниматься творчеством! При этом следовало бы разделить традиционные профориентационные методы (тесты, опросники, игры), от которых не следует отказываться, и новые методики (анализ проблемных ситуаций, культурно организованные дискуссии), ориентированные на осмысление реальных проблем и перспектив высокотехнологичной науки. Это важно для того, чтобы выявить школьников, готовых к самопожертвованию ради творчества, а также для того, чтобы отсечь случайных людей в науке (и не только абитуриентов). Заметим, что такое осмысление для начала полезно было бы для самих ученых и преподавателей (а может и для научного начальства). Науке нужны не только «умники-отличники», но и настоящие Личности, полноценные граждане своей страны!