Обучение одаренных школьников 8–9 классов на физическом факультете МГУ: успехи и перспективы

к.ф.-м.н., доцент, директор, Вечерняя физическая школа при МГУ

Вечерняя физическая школа при физическом факультете МГУ была организована еще в советское время с целью помощи талантливой молодежи в изучении физики и профессиональной ориентации. Сейчас Вечерняя физическая школа наряду с Малым мехматом и другими аналогичными школами входит в состав «Школ юных» при факультетах.

Традиционно Вечерняя физическая школа не ставит своей целью заменить обучение в общеобразовательной школе или подготовить школьников к вступительным экзаменам или ЕГЭ, а ограничивается работой в режиме «занимательная физика». Основной задачей Вечерней физической школы является показать школьникам, что физика – это интересно. Мы считаем обучение успешным, если школьник, проучившись год в 8 или 9 классе в Вечерней физической школе, принимает решение продолжить обучение в школе с физико-математическим профилем или, наоборот, решает, что физика – это не для него, и ищет свое призвание в другой области.

Обучение физике в Вечерней физической школе проходит в расчете на одаренных школьников на углубленном уровне. Однако преподаватели Вечерней физической школы (в основном – студенты физического факультета МГУ) стараются избегать задач «меловой физики», когда рассматривается нагромождение из невесомых блоков и тележек, движущихся без трения. Опыт показывает, что задачи, существующие только на кончике мела, которым учитель водит по доске, не вызывают интереса у школьников. Поэтому мы стараемся брать примеры из окружающих школьника природных явлений или мира техники.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт, в котором во главу угла ставится не передача школьникам определенного объема знаний, а формирование исследовательских компетенций, в Вечерней физической школе стали проводиться проектно-исследовательские работы школьников.

При проведении проектно-исследовательских работ возникают следующие проблемы:

—  отсутствие опыта проведение проектно-исследовательских работ у преподавателей – студентов;

—  отсутствие учебных пособий и разработок по проведению проектно-исследовательских работ;

—  отсутствие оборудования, адаптированного к уровню экспериментальных умений школьников;

—  низкая мотивация проведения подобных работ у самих школьников, поскольку победители и призеры конкурсов проектно-исследовательских работ, в отличие от победителей и призеров олимпиад, не могут учесть свои творческие результаты в качестве ЕГЭ или вступительных экзаменов.

Для преодоления этих проблем был существенно переработан курс, который, наряду с традиционными методами решения задач повышенной сложности, стал включать знакомство школьников с численными методами. Поскольку опыт показывает, что большинство школьников не умеют программировать, то приходится ограничиваться простейшими задачами, для которых достаточно использовать электронной таблицы (MS Excel или Open Office).

За последнее время несколько работ школьников 8–9 классов с использованием компьютерного моделирования и натурного эксперимента были успешно проведены и доложены на городских и всероссийских конференциях. Накопленный опыт проведения проектно-исследовательских работ частично изложен в представленных ниже публикациях [1–4]. В настоящее время готовится учебное пособие, посвященное проведению проектно-исследовательских работ школьников.

Список литературы: 

1. Рыжиков С.Б. Навыки исследователя формируются на школьной скамье // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2008. №2. С. 65–71.
2. Рыжиков С.Б. Использование электронных таблиц для проверки законов Кеплера // Информатика и образование. 2008. №8. С. 71–76.
3. Рыжиков С.Б. Измерение силы сопротивления воздуха // Физика в школе. 2008. №3. С. 37–40.
4. Михайлов Е.А., Рыжиков С.Б. Проведение проектно-исследовательских работ со старшеклассниками на примере решения классической задачи гравитационного линзирования // Всероссийский съезд учителей физики в МГУ. Труды. М., 2011. С. 241–243.
5. Рыжиков С.Б. Проектно-исследовательские работы – как способ развития интереса к физике у школьников 7–9 классов // Всероссийский съезд учителей физики в МГУ. Труды. М., 2011. C. 205–207.

Код публикации: 

2278

Издание: 

Страница в издании: 

179