Структурные и функциональные компоненты учебного занятия включают три составляющих: а) цель занятия и его результат; б) содержание деятельности; в) способы деятельности.
Серьезные недостатки в организации образовательного процесса обусловлены в первую очередь теми затруднениями, которые испытывает преподаватель в правильной постановке главной дидактической цели намечаемого учебного занятия. Преподаватели испытывают затруднения в правильном выборе конкретных целей и ставят их в виде общих формулировок.
Для правильной постановки главной дидактической цели преподаватели должны опираться на тот перечень знаний и умений, который сформулирован по каждой теме в соответствующей данному учебному предмету программе.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- В направлении личностного развития
— развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
— формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
— воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
— формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
— развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- В метапредметном направлении
— формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
— развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
— формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- В предметном направлении
— овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
— создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Вот эти конкретные результаты обучения и должны пройти в качестве целей отдельных учебных занятий.
Планирование учебных занятий – это акт целеполагания и конструирования на этой основе общей модели взаимодействия преподавателя и учащихся в их ходе. Планирование всегда осуществляется на основе определенных принципов и методов деятельности, исходя из целей и задач учебно-воспитательного процесса на конкретном этапе и с учетом содержания конкретного учебного материала.
Примерная структура и примерное содержание плана учебных занятий в МсСВУ.
- Тема планируемого занятия и дата его проведения.
- Планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств.
- Структура учебного занятия.
- Проверка степени реализации намеченного плана.
Предлагается новая форма плана-конспекта урока, разработанная в свете ФГОС второго поколения, позволяющая преподавателю правильно сформулировать цели и задачи урока. Также форма самоанализа, помогающая провести грамотный самоанализ этого урока. Форма листа-наблюдения урока позволит проверяющему оценить его эффективность и качество.