Экологизация курса химии в рамках ФГОС

учитель химии, школа № 1423

В настоящее время школа переходит на новые стандарты образования, вводится профильное обучение, меняется содержание учебной программы. Не обошли стороной изменения и курс химии. В его преподавании стало больше внимания уделяться близости к повседневной жизни, практическому применению получаемых учениками знаний. Среди прочих изменений важное место заняла экологизация курса химии – повышение объема рассматриваемых в учебной программе экологических аспектов химии и более углубленное их изучение.

Химия является одной из наиболее родственных и взаимосвязанных с экологией наук. Связь эта двоякая. С одной стороны именно химические свойства различных веществ обусловливают их поведение в круговороте веществ в природе, составляющем важнейшую основу предмета изучения экологии. С другой стороны, достижения химии, примененные в промышленности, сельском хозяйстве и быту, как раз и явились одной из главных причин плачевного состояния экологии на планете в последние десятилетия, что и привело нас к необходимости расширения и углубления экологических знаний у населения. Таким образом, в преподавании учебного курса химии возникает сразу две возможности включить в программу экологическую тематику – как при изучении свойств различных веществ, так и при рассмотрении практических применений полученных учащимися знаний по химии. Значительно более высокая ценность второй из описанных возможностей не требует дополнительных доказательств. В самом деле, одной из важных проблем современной школы является избыток фундаментальных знаний, даваемых в отрыве от практического применения, вследствие чего у учащегося формируется разрыв между полученными им фундаментальными знаниями и повседневной жизнью, применить в которой эти знания он оказывается не в состоянии. В противовес этому связка химии с экологией, заостренная на рассмотрении экологических последствий именно практического применения достижений химии, наиболее естественным путем соединяет в сознании учащегося фундаментальные познания и повседневную реальность. Таким образом, полномасштабная экологизация курса химии позволяет решать не только задачу экологического обучения школьников, но и сближения фундаментальных школьных знаний с практическим применением.

Рассмотрим основные приемы и методы повышения экологической направленности курса химии. В первую очередь следует оценить предоставляемые учебным планом возможности размещения учебного материала.

Безусловно, наиболее привлекательны с точки зрения углубленного рассмотрения экологических аспектов разделы, связанные с изучением процессов химического производства. Классическим примером такого раздела является параграф «Получение серной кислоты». Здесь мы имеем возможность рассказать учащимся о проблемах связанных с промышленным производством, вредных выбросах, кислотных дождях, о круговороте вредных веществ в природе. Также можно подробно остановиться на вопросах предотвращения выбросов, обеспечения экологической безопасности промышленных производств.

Кроме этих разделов удобны для использования разделы, связанные с изучением основных свойств крупных классов веществ, имеющих большое практическое значение, особенно в курсе органической химии. Хороший пример – тема «Химические удобрения», которая дает возможность углубиться в рассмотрение экологических проблем современного сельского хозяйства, а также уделить внимание экологическому состоянию пищевых продуктов, – что, естественно, будет живо воспринято учащимися, и тем закрепит у них связь между фундаментальными и практическими знаниями.

Код публикации: 

2348

Издание: 

Страница в издании: 

83