Еще в Древней Греции обучение было неразрывно связано с подражанием. Не будем останавливаться на различии литературных терминов «стилизация», «подражание», «пародия», этому посвящены специальные статьи в научных изданиях и словарях. Для нас принципиальным является место всех этих литературных приемов в процессе обучения таким предметам, как мировая художественная культура (МХК), литература и информатика.
Очень часто предметная область МХК сводится к изучению «копилки культурных памятников»: истории музыки, истории живописи, истории архитектуры и т.д. Тем самым расщепляется единый организм культуры, мешая формированию у обучающегося целостного восприятия эпохи. Существенный вред наносится исключением из МХК вопросов философии. Например, во времена А.С. Грибоедова специально учили немецкий язык, чтобы прочитать в оригинале И. Канта и его «Критику чистого разума». Следы этой массовой увлеченности можно найти и в литературе. А как донести до ученика целостность мира? Только через глубинное изучение литературного творчества, в том числе и философии (нередко именно в философских трудах появлялись новые литературные жанры).
Не менее важным является эстетическое, а не только буквальное восприятие произведения. Еще Данте Алигьери выделял четыре типа прочтения текста: буквальное, аллегорическое, моральное, анагогическое.
У нас же в современной школе по-прежнему главенствуют принцип XIX в.: подстановка себя на место героя и сопереживание ему. Если же на первое место поставить принцип эстетического анализа, свойственный эпохам модерна и постмодерна, то важным станет ответ на вопрос: «Как это сделано?» Структура произведения приобретает в этом случае немаловажное значение. Так в фильмах экзистенциального направления мы часто имеем дело со связкой «насильник-жертва». Конфликт – это не одежда, чтобы примерять его на себя. Важно осознать поиск героем в этом противостоянии своего истинного «Я». Ценность этого поиска ничуть не снижается с трагической развязкой фильма.
Учитывая снижение интереса к чтению книг, такой вид работы поворачивает ученика лицом к художественной ткани текста. Наши задачи: а) повысить интерес к источнику; б) убедиться в его «пластичности»; в) создать свой целостный сценарий; г) воплотить сценарий в постановку с помощью ИКТ-средств. Как писал в одном из писем Дж.Р.Р. Толкин: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным…».
Реализацию проекта без средств ИКТ сейчас уже сложно себе представить. Все больше в культурном пространстве интегрированных произведений искусства. Взять хотя бы балет «Шим Чон» корейской труппы «Универсал». Постановка включает в себя не только декорации и танец, но и звуковые спецэффекты и видеоряд. Корейская народная сказка представлена средствами современного балета.
Схема работы (из списка удаляем лишнее, учитывая возрастные особенности учащихся):
- Изучаем текст. Выписываем незнакомые слова и обороты. Разбираем письменный строй источника: от морфологического разбора частей речи до построения схем порядка слов в предложениях. Выделяем стилистические особенности речи автора: повторяющиеся слова и обороты, архаизмы и т.д.
Например, в сказках всегда есть присказка, зачин и концовка.
- Идем в музей (изучаем черновики рукописей). Смотрим спектакли, фильмы, мультфильмы. Для начальной школы уместно начать с этого пункта.
- Начинаем эксперимент. Изучаем «пластичность» текста.
- Создаем свой мир. В основе нашей работы первичен сценарий мультфильма или фильма. Все литературные стилизации объединяет один сюжет. Он может появиться в процессе работы над текстом, если это небольшой проект. Или создается стилизация на сценарий конкретного фильма.
Без воплощения стилизации в виде мультфильма или фильма была бы только работа с текстом. Наша же задача – создать целостный продукт. А любой продукт имеет своего адресата. И мы невольно поднимаем вопрос: «Для какой целевой аудитории мы пишем текст и создаем сценарий?» Как создать интересный и полезный мультфильм, скажем, для пенсионеров? Какие использовать слова? Надо ли использовать крупный шрифт? Все эти вопросы решаются во время занятий со старшими школьниками.
Младшие же – просто ощущают себя волшебниками. Для нас самое важное дать ребенку почувствовать себя творцом.
Обучающий мастер-класс можно будет посмотреть на сайте Галактики Интел в рамках онлайн – конференции «Наша школа: мой маршрут» [1].