Профессиональное ориентирование школьников на выбор профессии, связанной с иностранным языком

д.фил.н., профессор, зав. кафедрой теории и практики английского языка высшей школы перевода, МГУ

Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника является первостепенным, так как он связан с проблемой осмысления, полноценности существования и даже личного счастья в жизни человека. По мнению Т.В. Черниковой «создание института ранней профессионализации школьников… обретает статус государственной проблемы трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи» [1].

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Это то, что связано со школой и внешкольными учреждениями. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Среди основных личностных факторов, определяющих процесс выбора профессии, обычно выделяют следующие:

—  познавательные, профессиональные интересы и склонности;

—  общие и профессиональные способности как психологические механизмы, определяющие уровень успешности в какой-либо деятельности;

—  особенности темперамента, личностные (характерологические) черты;

—  общетрудовая и профессиональная мотивация;

—  эмоционально-волевые особенности.

Существует набор профессионограмм, которые учитывают социально-экономические, профессионально-технические, санитарно-гигиенические и психологические характеристики профессий. Данные профессионограммы помогают осознать, какой может быть будущая профессия. Для этого в литературе описываются разнообразные анкеты и тесты, которые могут помочь в выборе будущей профессии. Среди профессиональных типов «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – художественный образ» особо выделяются такие типы, как «Человек – знак» и «Человек – человек». Последние два типа имеют отношение к профессии Иностранный язык. Следует отметить, что каждый тип профессии подразделяется на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные профессии, они могут быть сведены к трем большим классам: 1) узнать; 2) преобразовать; 3) придумать.

Профессионал типа «Человек – знак» должен обладать хорошо развитым вниманием, хорошей вербальной памятью, вербальным мышлением, аккуратностью, усидчивостью, добросовестностью, уметь концентрироваться, переключаться, анализировать. Сюда относятся филологи, лингвисты, специалисты в области обработки информации (редакторы, корректоры) и т.д. Профессионал типа «Человек – человек» представляет преподавателей, переводчиков. Для специалистов с подобной профессией характерны такие качества, как общительность, социальный интеллект, чистота и четкость речи, умение управлять собой, самообладание, такт и другие умения.

Три факультета МГУ (филологический факультет, высшая школа перевода, факультет иностранных языков и регионоведения) осуществляют деятельность по подготовке специалистов с направленностью на специальности Иностранный язык.

Связь школы и факультетов проявлена в выделении двух групп компетенций:

1) направленных на выстраивание факторов, влияющих на выбор, выделение в них конкретных вариантов между собой, ранжирующих личностные ограничители выбора;

2) связанных с конкретизацией внутренних и привлечением внешних ресурсов, поиском путей использования разнообразных ресурсов, направленных на иностранный язык.

Список литературы: 

1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников: учебно-методическое пособие. М., 2011. С. 3.

Код публикации: 

2376

Издание: 

Страница в издании: 

130