Сегодня можно привести много примеров успешной интеграции мобильных устройств и тестов в традиционное и дистанционное обучение и их положительного воздействия на оптимизацию учебного процесса. Так, основная цель проведения многоступенчатого долговременного проекта Леонардо да Винчи в Норвежском институте дистанционного обучения [1], заключалась не только во внедрении новых мобильных средств связи, но и в определении эффективности их воздействия на все фазы учебного процесса.
Можно выделить две основные группы мобильных приложений, которые используются для организации учебной деятельности и для создания мобильных упражнений, тестов, заданий и приложений:
- Мобильные приложения, не предназначенные для обучающих целей:
— справочные приложения: поисковики, словари, энциклопедии, переводчики;
— коммуникативные приложения: инструменты Google, социальные сети, моблоги, микроблоги, системы опросов и обратной связи;
— мультимедийные материалы: подкасты и видеокасты мобильного формата;
— приложения для чтения;
— игровые приложения для проектной деятельности.
- Собственно обучающие мобильные приложения для развития 4 видов речевой деятельности:
— мобильные приложения, созданные издательствами, профессиональными группами и коммерческими организациями (например, MacMillan Free Apps; Free ESL Apps Interactive English – Apple, Android);
— мобильные упражнения и задания, создаваемые преподавателями на основе готовых платформ по шаблонам (например, Mobile Study, Bloom, Unite, Mobl21);
— обучающие мобильные приложения, создаваемые преподавателями с помощью приложений для различных операционных систем (например, Android App Inventor или Moodle).
Интеграция мобильных упражнений и заданий в преподавание иностранных языков предполагает прохождение нескольких этапов. С одной стороны, речь идет о выполнении заданий в классе или дома; с другой стороны, преподаватель выбирает использование уже существующих в виде мобильных приложений упражнений или создание на мобильных платформах заданий с авторским содержанием.
Целью внедрения мобильных упражнений является повышение мотивации обучающихся посредством реализации, во-первых, мгновенной обратной связи и, во-вторых, быстрого и повсеместного доступа к данным материалам. Отсюда следует, что эффективность мобильных упражнений и заданий достигается посредством гибкости формы подачи материала – в любое время, удобном месте и необходимом количестве [2].
С точки зрения организации учебного процесса, мобильные упражнения развивают учебную автономию студентов, раскрывая возможности самоконтроля и саморефлексии. Одновременно расширяется учебное пространство, так как мобильные упражнения могут выполняться в любом удобном для обучающихся месте – в традиционном языковом классе, в транспорте, дома и т.д. Что касается применения мобильных упражнений в домашней работе, то здесь происходит интенсификация учебного процесса также благодаря возможности многократного выполнения заданий и получения мгновенной обратной связи и поддержки.
Бесспорно, что интеграция любого нового технического средства/носителя в образовательный процесс должна начинаться с его презентации в языковом классе, где обучающиеся получают необходимые инструкции и апробируют его в деле. Однако, в целях экономии аудиторного времени, рекомендуется автоматизировать навык работы с мобильными упражнениями при выполнении домашних заданий. Выполнив несколько мобильных упражнений автономно вне класса, обучающиеся привыкают к данной форме работе.
Таким образом, несомненными преимуществами использования мобильных тестов и заданий являются:
— мгновенный доступ к учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
— постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом;
— учет индивидуальных особенностей студента – диагностика проблем, индивидуальный темп обучения и т.д.;
— экономия учебного аудиторного времени;
— повышение мотивации обучающихся;
— организация автономного обучения.
Итак, внедрение мобильных заданий и тестов в учебный процесс способствует не только эффективности обучения благодаря повышению результатов усвоения языкового материала, но и оптимизации учебного процесса посредством экономии аудиторного времени на языковых упражнениях и тестах в пользу коммуникативных заданий.