Методика обучения иностранным языкам как наука, базирующаяся на современных данных языкознания, психологии и теории обучения, находится в постоянном развитии.
В этой связи мы часто наблюдаем разумное сочетание новых и уже давно зарекомендовавших себя методов и приемов. В соответствии с требованиями современного общества значимой целью овладения иностранным языком признается коммуникативная, которая предполагает высокий уровень речевых компетенций: говорения, письма, аудирования. Однако не стоит забывать и о том, что достижение данной цели невозможно без достаточного уровня владения языковым материалом – лексическим и грамматическим. Большинство современных отечественных и зарубежных учебных пособий по иностранному языку нацелены, прежде всего, на расширение словарного запаса учащихся и на владение различными грамматическими структурами. В действительности параллельное развитие навыков и умений в двух областях – лексической и грамматической, вызывает определенные трудности. Кроме того, сами учебные пособия зачастую не позволяют в полной мере решить указанные задачи. Необходимо помнить, что грамматические явления – это, прежде всего, средства выражения определенных мыслей и составляют важнейшую часть речевого опыта. В этой связи вполне уместным представляется обратиться к регулярной речевой зарядке как неотъемлемому этапу любого занятия по иностранному языку, как в школе, так и в вузе. Речевая зарядка – это абсолютно самостоятельный этап урока, который позволяет актуализировать уже полученные учащимися знания. Тематика речевых зарядок разнообразна и зависит от уровня подготовки учащихся. Обсуждение хобби и повседневных занятий может строиться на употреблении простых грамматических явлений, например, системы времен в английском языке. Анализ актуальных новостных репортажей предполагает обсуждение более сложных синтаксических построений и возможность их дальнейшего применения. Еще одно важное свойство речевой зарядки как этапа каждого занятия заключается в том, что свободная беседа преподавателя с учащимися, как правило, строится на уже хорошо усвоенном лексическом материале, что в свою очередь предоставляет больше возможностей для устной отработки тех или иных грамматических явлений.
К данной речевой зарядке предъявляются следующие требования:
- Реальные жизненные обстоятельства;
- Заинтересованность учащихся в теме разговора (в получении информации по данной теме);
Необходимость вести разговор с использованием тех или иных грамматических явлений – иначе коммуникативная цель не будет реализована.