Экологический обучающий праздник «День Птиц»

д.б.н., ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва
Заместитель директора по дошкольному образованию, ГБОУ СОШ № 38, Москва
музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ № 38, дошкольное отделение №1820, Москва
старший воспитатель, ГБОУ СОШ № 38, дошкольное отделение №1820, Москва

Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. Музыка является одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира, формирования его личности. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя, то злобным, голодным волком, то красивым нежным цветком, трусливым зайцем, неуклюжим, косолапым медведем. Музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления – созидать позитивное поле возможных идей и действий. Красиво украшенный зал, или площадка детского сада, нарядные костюмы – создают особую атмосферу, благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств.

В 2009–2012 г.г. в режиме ГЭП на базе д/с №1820 ЗАО г. Москвы был успешно реализован эксперимент «Детский сад – эталон экологической культуры». В ходе эксперимента родилась такая педагогическая инновация, как обучающие экологические праздники. При организации экологических праздников в течение 1 месяца проводятся целевые занятия: детей знакомят с сезонными явлениями в природе, с жизнью и разнообразием цветов, деревьев, животных, птиц и других организмов. В группах ведется исследовательская проектная деятельность.

31 мая 2012 г. состоялся праздник День Птиц, в котором приняли участие 110 детей от 3 до 7 лет. Подготовка к празднику включала просмотр с детьми слайдов «Птицы» из серии «Мир биологии» и фильмов из серии «Птицы» телекомпании ВВС; чтение художественной литературы, «Экологической азбуки», прослушивание аудиозаписей с голосами птиц; изготовление скворечников и кормушек для птиц. Были разработаны заново конспекты занятий и адаптированы к работе ресурсы Интернет: (1) Беседа с детьми в старшей группе на тему «Спасем птиц зимой». (2) Развитие связной речи в старшей группе на тему «Грач». (3) Конструирование из бумаги «Грачи прилетели». (4) Рисование в старшей группе «Грачи прилетели». (4) Занятия по экологии: "Тучи по небу гуляют – птицы к югу улетают". «Зимующие птицы». «Весна. Перелётные птицы»

Важной частью подготовки к празднику были наблюдения на участке детского сада. В этой работе дети учились использовать бинокль, корма для птиц, атлас-определитель птиц Москвы. Зимой к нам прилетали целые стаи воробьев, синиц и даже снегирей и дроздов-рябинников. Ранней весной на участке нашего детского сада поселились скворцы, и дети с интересом наблюдали за их жизнью и поведением. Как они летают, ходят, питаются. На прогулке дети отгадывали загадки, играли в подвижные игры «Перелётные птицы», «Грачи летят», «Кошка и Грачи», «Скворечники». Приходя в группу, дети рисовали птиц, за которыми наблюдали на участке, делали поделки в технике оригами, лепили из пластилина.

Всю весну мы вместе с детьми слушали пение скворцов, соловьев, наблюдали за трясогузками, стрижами. 26 мая 2012 г. дети вместе с родителями побывали на экскурсии «Певчие птицы» в Ботаническом саду МГУ им. М.В. Ломоносова, где послушали пение не только соловьев, но и садовой камышовки, зяблика и других птиц.

По итогам проекта каждая группа детского сада оформила свой исследовательский отчет, посвященный конкретной птице, и подготовила выступление на итоговом празднике «День Птиц» 31 мая. Дети читали стихи и пели песни о птицах своей группы (стрижах, дроздах и др.), представляли птиц в танцах.

Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что дети намного лучше стали обращать внимание на то, что около них есть много прекрасных и так не похожих друг на друга птиц. Дети научились наблюдать, у них пробудился интерес к птицам, желание заботиться о них. Вместо безразличия к пернатым друзьям дети обрели теплоту к существам, которые радуют нас своим пением и красотой.

Мы обязательно будем продолжать работу в этом направлении. Сотрудник МГУ, специалист орнитолог К.В.Авилова одобрила нашу работу и посоветовала принимать участие в Международных днях наблюдений птиц, а также в Весеннем дне птиц, кампании «Покормите птиц!», Соловьиных вечерах, Птице года и т.п., информация о которых и другие полезные сведения есть на сайте Союза охраны птиц России.

Код публикации: 

2016

Издание: 

Страница в издании: 

36