Проектно-исследовательская деятельность учащихся в предметах естественного цикла

учитель биологии , ЦО № 1619 г. Москвы
учитель географии , ЦО № 1619, Москва

Современная школа немыслима без применения новых методов работы, обучения, использования передовых технологий. Одним из эффективных приемов в полной мере можно считать организацию подготовки и защиты проектов учащимися и на уроках, и во внеурочной деятельности. Много лет в курсе 7 класса «География материков и океанов» ученики готовят к итоговому уроку по теме «Мировой океан» свою проектную работу. В начале изучения всей темы перед учениками ставится учебная и организационная задача: выбрать океан и составить команду. Дается план характеристики океана, каждый ученик выбирает 1-2 вопроса (в зависимости от наполнения в классе). Этот проект мы называем Лоция океана, защита которого проводится в течение 15-20 минут. Практический результат такой Лоции каждый год в классах и группах разный: плакат-газета, презентация, альбом с иллюстрациями, сборная папка с сообщениями, коллекции обитателей разных уголков планеты. Такая работа помогает ученикам углубленно познакомиться с изучаемым материалом, установить коммуникативные связи (когда работа ведется в группе), сэкономить время на уроке при получении максимального результата. Очевидно, что при таком подходе повышается интерес к предмету и ученики получают опыт научно-исследовательской работы.

Возможно получение готового мини-проекта в процессе одного урока. Широко применяя интегративное обучение, на уроке в 8 классе по теме «Природные зоны» (биология и география) ученики по схематическим рисункам на доске определяют природную зону. На схеме показано положение солнца (для определения угла падения солнечных лучей), тип растительности, увлажнение (размером облака). Класс делится на 5-6 групп,  и каждый ученик добавляет к схеме свое описание. В результате получается полная характеристика природной зоны с описанием географического положения, температур, суммы осадков, типов почв, растительности, животного мира. В заключении рассказывается о заповедниках и национальных парках.

Эффективно применение проектной деятельности в итоговых, заключительных уроках. Например, в 9 классе при завершении изучения темы «Непроизводственный сектор экономики. Сфера услуг» ученики получают возможность выбрать тему. Обычно предлагаю два вопроса: «Состояние сферы обслуживания своего района» (проведение социологического опроса, обработка анкет, объяснение полученных результатов, поиск путей решения проблем) или «Разработка туристического маршрута по России» (самостоятельный выбор территории, организация отдыха и экскурсий, реклама предложенного тура). Задание дается с опережением, минимум за две недели. Иногда на таких уроках разгораются настоящие «бои», которые учат отстаивать свое мнение, вести дискуссию, уважать позицию оппонента.

В курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 11 классе перед учениками ставятся проблемные вопросы: какие источники загрязнений наиболее опасны, какие места нашего города вызывают наибольшую тревогу? Ученики выбирают задания, распределяются по срокам защиты своих работ и готовят проекты самостоятельно. Защита становится зачетной работой по всему курсу. Знакомясь с учением Дарвина о развитии жизни на Земле, ученики 11 класса представляют проектную работу с точки зрения разных позиций ученых на вопросы эволюции. Жаркая дискуссия выявляет группу самых убедительных сторонников теории эволюции.

Во внеурочное время проектная деятельность стала одной из ведущих форм работы с увлеченными и одаренными ребятами. За прошлый год на межшкольных, районных и городских конференциях и конкурсах защищали свои работы ученики 8 классов «Учение В.И. Вернадского о геосфере глазами школьников»; 9 класса «Йод в жизни человека»; 11 класса «Ученые-химики – фронту, Победе»;  6 класса «Зубная щетка»;  5 класса «Мое Строгино»;  7 класса «Биография В.И. Вернадского: жизнь как подвиг». Эти работы заслужили высоких оценок слушателей и жюри.

В будущем планируем активнее применять метод проектной деятельности с учениками 5-6 классов не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе.

Код публикации: 

2100

Издание: 

Страница в издании: 

105