Организация учебной культурно-экологической тропы «Протвиночка»

учитель географии, МБОУ «Лицей» г. Протвино Московской обл.

Социально-экономический прогресс, усиление антропогенного воздействия на окружающую среду требует повышения уровня экологической грамотности каждого члена общества. Сегодня экологическое образование и воспитание необходимо организовать так, чтобы каждый человек встал на защиту окружающей среды своими практическими действиями. Данное положение послужило началом создания «учебного кабинета в природе» - учебной культурно-экологической тропы «Протвиночка».

Молодой наукоград Протвино, расположенный на левобережье реки Протва, можно смело назвать полигоном для развития данного вида деятельности, ведь более 50% его площади занято лесом, который уже сегодня нуждается в защите. Леса на землях поселений выполняют санитарно-гигиеническую, эстетическую, защитную, водоохранную функции, служат местом отдыха населения. Территория протвинских лесов относится к району хвойно-широколиственных лесов. П.А.Смирнов и В.В. Алехин выделили вдоль р. Оки район левобережных приокских боров со степными элементами. Приокские боры имеют то северный характер, то, ближе к руслу, степной; в них можно встретить представителей степной растительности и представителей боровой флоры. Повреждение леса, подроста, подлеска, захламление отходами наносят отдыхающие автотуристы и гуляющие на уикендах жители города на 80 гектарах уникального городского леса, в том числе и в квартале, сохраняющего красивейшие весенние первоцветы – прострел раскрытый, рябчик шахматный, медуница, фиалка, ландыш, занесённые в Красную книгу Московской области. С целью изучения и сохранения уникального природного комплекса на землях поселения Протвино была разработана и создана учебная экологическая тропа «Протвиночка» - специализированный маршрут для культурно-экологического образования, тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах (животном, растительном мире, объекте рекультивации), а также памятниках истории и культуры родного края; создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления [1]. Особенностью нашей экологической тропы является наличие краеведческого компонента – посещение и изучение объектов культурного и исторического наследия наших земляков. Понятие об антропогенном влиянии на природу включает большой объём не только естественнонаучных, но и общественно-гуманитарных знаний, что будет способствовать формированию целостного мировоззрения у молодого поколения горожан и чувства любви к своей малой Родине. Создание экологической тропы - это результат интеграции большого материала по изучению и исследованию состояния местной природы, познанию трудовых и боевых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края. На протяжении трёх лет в МБОУ «Лицей» г.Протвино учащиеся под руководством квалифицированных педагогов занимались исследовательской деятельностью в области экологии и краеведения родного края. Презентация результатов исследовательских проектов учащихся лицея осуществлялась на научно-практических конференциях различного уровня: от городских НПК до Международной НПК студентов и школьников, традиционно проходящей в нашем городе.

Каждая остановка на маршруте экотропы - это изученный и исследованный объект или явление, требующие особого внимания жителей города, так, например, на станции №1 «Волчья яма» экскурсанты могут не только наблюдать развитие суффозионно-эрозионных карстовых процессов в городской черте, но и обследовать участок смешанного леса, поражённого насекомыми-вредителями; на станции №3 «Рябчик шахматный» - знакомиться с экологией обитания редкого исчезающего вида растения-эфемероида, проводить ежегодный мониторинг его численности. Пример положительного антропогенного воздействия на окружающую среду – искусственный водоём «Карьер», образованный на месте выемки строительного песка при строительстве города, - здесь участники маршрута могут изучать особенности геологии нашей местности, а также познакомиться с правилами посещения городской зоны отдыха водоёма «Карьер» - ООПП местного значения. Изучение экологического состояния реки Протвы в её устье, возможно на станции «Река Протва», здесь же, на её коренном береге расположена станция «Рубеж обороны» - мемориальный комплекс истории битвы под Москвой в 1941 году. На каждой станции учебной культурно-экологической тропы школьники под руководством педагога выполняют практические задания, связанные с тематикой посещаемого объекта. Для этого составной частью проекта по созданию экотропы явилась разработка методического пособия для учителя (цифрового образовательного ресурса) с подробным описанием природных и культурно-исторических объектов на каждой станции экологической тропы и сводом практических заданий по экологии, географии, биологии и краеведению своей местности.

Протяжённость маршрута экотропы немного превышает два километра, так как считается, что учебная экскурсия не должна занимать более 3ч. С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения экскурсионных занятий с учащимися разных возрастных групп для уроков ботаники, зоологии, географии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках естественного цикла. Данная разработка позволяет методами «раскрытого обучения» осваивать и закономерности природных процессов, и проявления антропогенного фактора, и нормы экологически грамотного поведения.

Список литературы: 

1. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины – М., Просвещение», 1998.

Код публикации: 

2101

Издание: 

Страница в издании: 

107