Русские имена на карте мира и проектная деятельность учащихся на уроках географии

учитель географии, ГБОУ СОШ № 324 «Жар-птица», Москва

Современному обществу нужен человек,  способный к обучению,  к быстрой адаптации в меняющихся условиях жизни, к социальной ориентировке и социальному росту, умеющий находить собственные решения. Нужен человек не только много знающий, но умеющий самостоятельно находить знания. Поэтому современный  образовательный процесс предполагает активное использование проектного метода обучения. Такой вид деятельности помогает учителю не только развивать интерес ученика к изучаемому предмету, но и прививать навыки самостоятельной творческой работы, развивать коммуникативные компетенции.

   На уроках географии  в школе № 324 используется проект, созданный учениками 8-го класса «Русские имена на карте мира». Группа из 4-х человек два месяца работала над созданием электронного пособия для уроков истории и географии. Тема географических открытий и истории исследования планеты  изучается в средней школе и поэтому создание современного пособия по данной теме  особенно актуально. Проект посвящен россиянам – мужественным исследователям нашей планеты, оставившим огромный след в ее изучении.

   Первая часть работы группы заключалась в поиске необходимой информации на картах России и мира, в результате были  найдены более 20 имен российских исследователей. Следующим этапом стало изучение вклада каждого исследователя в освоение Земли и отбор материала для создания своего продукта – электронного пособия. Затем ребята создали о каждом исследователе презентацию в Power Point, озвучили ее и объединили все презентации в программе Adobe Flash. Таким образом, у них получилось музыкально оформленное учебное пособие. В его создании ученикам помогали учителя географии и информатики.

  В данном проекте названы имена российских исследователей, географов, принесших славу своему Отечеству и являющихся его достоянием. Но не все русские исследователи были показаны в работе. Очень много русских имен имеет карта Северной Америки, особенно Аляски. Эти имена связаны с русскими исследователями материка, первыми промышленниками на северо-западе континента, переселенцами из России в США и Канаду. Вероятно,  по этому вопросу следует провести самостоятельное исследование.

  Работа над проектом имела большое значение в развитии личностей учащихся. Для успешного выполнения задач проекта им пришлось проявить ответственность, целеустремленность, взаимопомощь. В дальнейшем двое из них работали в других проектах, где проявили себя творческими личностями.

  Таким образом, проект «Русские имена на карте мира» имеет большое образовательное и воспитательное значение. Имена этих героических людей, их огромный вклад в исследование природы планеты должны знать все наши соотечественники. Очень хочется, что бы этот проект заинтересовал и увлек в мир географии и истории тех ребят, которые будут работать с ним на уроках.

Список литературы: 

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП – М.: Школьные технологии, 2005.
3. Ригина С.Н. Метод проектов – основа коммуникативных компетенций // География и экология в школе XXI века. – 2010, № 5.

Код публикации: 

2102

Издание: 

Страница в издании: 

109