Современные задачи обучения, формулируемые ФГОС нового поколения, заставляют уделять все больше внимания развитию исследовательской деятельности учащихся. Химия предоставляет для этого широкие возможности. Большое значение имеют пропедевтические курсы, в которых школьники еще до начала систематического изучения предметов имеют возможность познакомиться с вопросами, ответы на которые они найдут на уроках в старших классах, освоить основные приемы практической работы. Первоочередной задачей является ориентация учеников в тех составляющих предмета, которые обеспечат его осмысленное освоение в будущем.
Пропедевтический курс должен быть нацелен на обеспечение возможности построения собственных образовательных траекторий при изучении химии и будущей координации ее с другими предметами естественно-математического цикла. Это связано с умением ставить познавательные задачи, планировать решение исследовательских задач, обосновывать свои предположения, строить понятия о явлениях изучаемой области действительности.
Курс деятельностной пропедевтики, разрабатываемый в соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Введение в химию» Е.В. Высоцкой, И.В.Рехтман, Т.В.Васильевой, О.Г.Тисовской, призван создать на уроках особую предметно-исследовательскую среду, в которой учащимся открывается «деятельный смысл» химических знаний и приемов химического мышления.
Основной его частью является практикум - «лаборатория загадок», где выполняются и исследуются превращения веществ, формулы и общепринятые названия которых принципиально не сообщаются. По мере продвижения учащихся в поставленных задачах ими придумываются и составляются условные обозначения веществ и схемы превращений, отражающие полученные на опыте сведения о свойствах веществ. Выполнение очередного опыта, обсуждение и составление схем превращений дает толчок к появлению новой задачи. Собственное исследование создает деятельную основу понимания учащимися смысла и значения действий, выполняемых в «большой» науке, где обнаруженные ими самими «загадки» веществ находят впоследствии свое разрешение. Принципиальное отсутствие на данном этапе обучения химических знаний, выдаваемых в готовом виде, избавляет детей от необходимости заучивать и бездумно воспроизводить необходимую информацию. Здесь возможна и "гибкая" организация подачи основного учебного материала в соответствии с реальным познавательным продвижением учащихся класса.
Многолетний опыт работы показал, что изучение пропедевтического курса, вызывая огромный интерес учащихся и учителей, выводит учащихся на совершенно иной уровень химической грамотности. Так как освоение материала происходит через собственную практическую деятельность детей, переход от пропедевтического курса к систематическому становится закономерным и логичным. Даже обращение ученика к обычным учебникам становится для него новой и привлекательной возможностью найти ответы на его собственные вопросы, увидеть перспективу дальнейшего продвижения.
Развитие и усложнение исследовательской задачи позволяет постепенно вводить в учебное рассмотрение различные формы фиксации химических знаний. От словесных описаний внешнего вида или функций веществ ученики переходят к условным обозначениям химических элементов, наличие которых обнаруживается ими в собственных опытах. С них начинается введение «настоящих» формул, описывающих вначале качественный, а затем и количественный состав вещества.
За годы преподавания этого курса многократно возрос интерес учащихся к предмету. Многие стали углубленно изучать химию, посещать факультативы, выполнять исследовательские работы. Среди них - победители и призеры олимпиад по химии различного уровня, а также лауреаты конкурсов, на которых представлялись выполненные ими исследовательские работы. Многие выбрали химию и смежные науки как свою будущую специальность и поступили в ведущие ВУЗы Москвы.
Представляя содержание предмета на этом этапе как закономерно развивающееся, мы позволяем самому учащемуся проделать собственный путь "восхождения" к развитому понятию. "Нулевой цикл" предмета тем самым составляет освоение основных понятий и терминов химической науки применительно к собственной практической деятельности учащихся, связанной с превращениями веществ в химическом опыте. Учащиеся самостоятельно обнаруживают законы поведения веществ, учатся прогнозировать исход и условия проведения химической реакции. Они ощущают себя настоящими участниками научных открытий.