Особенности исследовательской деятельности школьников в пропедевтическом курсе химии

к.психол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории психологических основ новых образовательных технологий, Психологический институт РАО
учитель химии, лицей № 1553 им. В. И. Вернадского

Современные задачи обучения, формулируемые ФГОС нового поколения, заставляют уделять все больше внимания развитию исследовательской деятельности учащихся. Химия предоставляет для этого широкие возможности. Большое значение имеют пропедевтические курсы, в которых школьники еще до начала систематического изучения предметов имеют возможность познакомиться с вопросами, ответы на которые они найдут на уроках в старших классах, освоить основные приемы практической работы. Первоочередной задачей является ориентация учеников в тех составляющих предмета, которые обеспечат его осмысленное освоение в будущем.

Пропедевтический курс должен быть нацелен на обеспечение возможности построения собственных образовательных траекторий при изучении химии и будущей координации ее с другими предметами естественно-математического цикла. Это связано с умением ставить познавательные задачи, планировать решение исследовательских задач, обосновывать свои предположения, строить понятия о явлениях изучаемой области действительности.

Курс деятельностной пропедевтики, разрабатываемый в соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, «Введение в химию» Е.В. Высоцкой, И.В.Рехтман, Т.В.Васильевой, О.Г.Тисовской, призван создать на уроках особую предметно-исследовательскую среду, в которой учащимся открывается «деятельный смысл» химических знаний и приемов химического мышления.

Основной его частью является практикум - «лаборатория загадок», где выполняются и исследуются превращения веществ, формулы и общепринятые названия которых принципиально не сообщаются. По мере продвижения учащихся в поставленных задачах ими придумываются и составляются условные обозначения веществ и схемы превращений, отражающие полученные на опыте сведения о свойствах веществ. Выполнение очередного опыта, обсуждение и составление схем превращений дает толчок к появлению новой задачи. Собственное исследование создает деятельную основу понимания учащимися смысла и значения действий, выполняемых в «большой» науке, где обнаруженные ими самими «загадки» веществ находят впоследствии свое разрешение. Принципиальное отсутствие на данном этапе обучения химических знаний, выдаваемых в готовом виде, избавляет детей от необходимости заучивать и бездумно воспроизводить необходимую информацию. Здесь возможна и "гибкая" организация подачи основного учебного материала в соответствии с реальным познавательным продвижением учащихся класса.

Многолетний опыт работы показал, что изучение пропедевтического курса, вызывая огромный интерес учащихся и учителей, выводит учащихся на совершенно иной уровень химической грамотности. Так как освоение материала происходит через собственную практическую деятельность детей, переход от пропедевтического курса к систематическому становится закономерным и логичным. Даже обращение ученика к обычным учебникам становится для него новой и привлекательной возможностью найти ответы на его собственные вопросы, увидеть перспективу дальнейшего продвижения.

Развитие и усложнение исследовательской задачи позволяет постепенно вводить в учебное рассмотрение различные формы фиксации химических знаний. От словесных описаний внешнего вида или функций веществ ученики переходят к условным обозначениям химических элементов, наличие которых обнаруживается ими в собственных опытах. С них начинается введение «настоящих» формул, описывающих вначале качественный, а затем и количественный состав вещества.

За годы преподавания этого курса многократно возрос интерес учащихся к предмету. Многие стали углубленно изучать химию, посещать факультативы, выполнять исследовательские работы. Среди них - победители и призеры олимпиад по химии различного уровня, а также лауреаты конкурсов, на которых представлялись выполненные ими исследовательские работы. Многие выбрали химию и смежные науки как свою будущую специальность и поступили в ведущие ВУЗы Москвы.

Представляя содержание предмета на этом этапе как закономерно развивающееся, мы позволяем самому учащемуся проделать собственный путь "восхождения" к развитому понятию. "Нулевой цикл" предмета тем самым составляет освоение основных понятий и терминов химической науки применительно к собственной практической деятельности учащихся, связанной с превращениями веществ в химическом опыте. Учащиеся самостоятельно обнаруживают законы поведения веществ, учатся прогнозировать исход и условия проведения химической реакции. Они ощущают себя настоящими участниками научных открытий.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. А.Б. Воронцов (автор-составитель), Е.В.Высоцкая, Е.В. Восторгова и др. М., ВИТА-ПРЕСС, 2009. – 448 с.
3. Освоение младшими школьниками культурного эталона действия на материале относительных понятий. Е.В.Высоцкая, И.В.Рехтман, О.Г.Тисовская, С.Б.Хребтова. Психология и жизнь. <...> сб.науч.ст. Минск, БГПУ, 2010. с. 59-61.

Код публикации: 

2103

Издание: 

Страница в издании: 

110