Формирование исследовательских компетентностей учащихся при реализации деятельностного подхода в основной школе

учитель физики, МБОУ СОШ п. Радовицкий

В Федеральном Государственном стандарте определена основная цель школьного обучения   - формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладения новыми компетенциями. Для организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся необходимо последовательно обучать их алгоритму проектной и исследовательской деятельности, планированию этих видов деятельностей. В ходе проектной и учебно-исследовательской          деятельности формируются главные компетентности:

  • Информационная компетентность 
  • Коммуникативная компетентность 
  • Компетентность разрешения проблемы

Этапы формирования компетентности разрешения проблемы едины, а именно:

- постановка проблемы, создание проблемной ситуации,  

- выдвижение гипотезы, 

- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

- поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов;

- представление результатов исследования или продукта проектных работ,

- обсуждение и оценка полученных результатов

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения учащимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования.  Данную работу можно проводить на уроке плавно включая эти компоненты в канву урока. Покажу на примере одного занятия как это можно осуществить. Тема урока: Энергия топлива. Идея построения урока: класс превращается в научную лабораторию, в которую приходит письмо следующего содержания: «Милые люди, помогите за ради бога! Зовут меня Константин Макарович, а живу я в деревне. Жизнь в деревне сами знаете какая, особливо зимой, дорог нет, а морозы лютые…Приходится печку топить дровами березовыми. А дрова – то нынче дорогие, по 10 000 рубликов за кубометр. А внук мой Ванька говорит, мол, ты, дед, от жизни отстал, нынче есть и другое топливо, вот, к примеру, сухое горючее, и стоит дешево - по 5 рублей за таблетку, и жару много дает, и места мало занимает, да и колоть его не надо. … Только что-то я сомневаюсь, как это такая маленькая таблетка да столько жару может дать, неужто больше, чем дрова березовые? Помогите, милые люди, посоветуйте, какое топливо выбрать? С уважением Константин Макарович  Жуков»

Определяется проблема: выбор экономичного топлива.

Формируется цель урока: Помощь дедушке в разрешении вопроса.

Выдвигаются гипотезы разрешения проблемы, и раскрывается замысел исследования: сравнение энергий выделяемых при сгорании данных видов топлива. 

Проводится анализ имеющейся информации:

  • Виды топлива: дерево и сухое горючее
  • Физическая величина, характеризующая топливо - удельная теплота сгорания топлива.
  • Формула для расчета теплоты выделяющейся при сгорании топлива

Планирование работы:

1. Определение  удельной теплоты  сгорания  исходных видов топлива.

2. Сравнение  количества теплоты, выделяющегося при сгорании данных видов топлива массой 1 кг.

3. Расчет стоимости 1 кг каждого вида топлива и сопоставление ее с количеством теплоты выделяющемся при сгорании топлива.

Выполнение первого пункта плана осуществляется по той же схеме:

  1. создание проблемной ситуации: Где найти  удельную теплоту  сгорания  исходных видов топлива;
  2. выдвижение гипотезы: можно найти в справочниках  или определить экспериментально;
  3. планирование исследовательских  работ и  выбор необходимого инструментария: требуется вода и сухое горючее известных масс и сопутствующее оборудование - штатив, емкость для воды ,весы;
  4. проведение исследования   с поэтапным контролем и коррекцией результатов; определение массы сухого горючего с помощью весов, взвешивание с помощью мензурки воды, массой 100 г, определение начальной и конечной температуры воды, расчет количества теплоты и удельной теплоты сгорания топлива сухого горючего;
  5. представление  результатов исследования: составление таблицы  с результатами эксперимента в тетрадях учащимися (масса воды, сухого горючего, температура воды и т.д.) и  с записью учителем на доске (удельная теплота  сгорания   дров  и сухого горючего);
  6. обсуждение и оценка полученных результатов:  отбрасываются максимальное и минимальное значения полученных экспериментальных результатов как выпадающие из среднестатистических данных и оставшиеся значения усредняются.

Третий пункт плана требует анализа всей информации как имеющейся, так и полученной в результате эксперимента.

Рефлексия урока: Какой совет вы дадите дедушке Вани Жукова.

Что бы вы нового захотели узнать по этой теме?

В ходе данного урока дети учатся видеть проблему, ставить вопросы (куда дальше, что я знаю, как, где найти и т.п.), выдвигать гипотезы, структурировать текст, наблюдать, выстраивать стратегию поиска, проводить эксперимент, планировать деятельность, использовать источники информации, делать выводы и умозаключения, оценивать полученный результат, работать в парах и в группе, а значит, формируются все виды компетентностей исследовательской деятельности.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru

Код публикации: 

2106

Издание: 

Страница в издании: 

117