«Введение в нанотехнологии. Естествознание» — интегрированный курс для шестого класса, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- пропедевтика основ физики и химии;
- получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла .
Введение физики и основ нанотехнологий в 6-ом классе требует изменения методики преподавания учебного материала. Особое внимание надо уделять фронтальным исследовательским заданиям, игровым технологиям, технологиям синквейна для обобщения, икт. Учащиеся знакомятся и учатся работать с основным лабораторным оборудованием, таким как термометр, мензурка, весы, амперметр, вольтметр, барометр.
Чтобы формировать начальные умения работать над литературным обзором, важным компонентом исследовательской работы, можно использовать следующую методику: задание на дом- подготовка сообщений на заданную тему. Например, подготовить сообщение на тему «Эффект лотоса”, или «Молоко как наножидкость”. На уроке выслушать сообщения детей и организовать беседу по теме на основе сообщений. Выделить главные факты в сообщениях и каждому учащемуся составить синквейн по теме, заслушать.
Для формирования элементарных исследований, на каждом уроке желательно организовать практическую работу с записью в тетради процесса выполнения работы. Например, изучая тему ”Плотность вещества”, можно провести работу по определению плотности плавленого сырка или сахара. Примеры фронтальных работ можно найти в образовательных лабораториях школьной лиги РОСНАНО.
В 6-ом классе, во втором полугодии, можно начать формировать умение записать результаты виде таблицы и графика, сформулировать вывод. Темы индивидуальных исследовательских работ , которые можно предложить для выполнения 6классникам :
” Определение диаметра частичек пыли, зубного порошка и др. методом осаждения - седиментации”.
“Определение коллоидных растворов”.
“Молоко как наноэмульсия”.
“Исследование свойств кристаллических и аморфных тел ”
“Исследование свойств мыльных плёнок”
Проекты: “Наночастицы . Их применение. Миникнижка для школьников с авторскими рисунками”.