Формирование элементарных исследовательских навыков у шестиклассников в процессе преподавания курса “Введение в нанотехнологии”

учитель физики, ГБОУ лицей № 1575

«Введение в нанотехнологии.  Естествознание» — интегрированный курс для шестого класса, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы. Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • пропедевтика основ физики и химии;
  • получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования);
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам естественно-научного цикла .

Введение физики и основ нанотехнологий  в 6-ом  классе требует изменения методики преподавания учебного материала. Особое внимание надо уделять  фронтальным исследовательским  заданиям, игровым технологиям, технологиям синквейна для обобщения, икт. Учащиеся знакомятся  и учатся работать с основным лабораторным оборудованием, таким как термометр, мензурка, весы, амперметр, вольтметр, барометр.

Чтобы формировать начальные умения работать над литературным обзором, важным компонентом исследовательской работы, можно использовать следующую методику: задание на дом- подготовка сообщений на заданную тему. Например, подготовить сообщение на тему «Эффект лотоса”, или «Молоко как наножидкость”. На уроке выслушать сообщения детей и организовать беседу по теме на основе сообщений. Выделить главные факты в сообщениях и  каждому учащемуся составить синквейн по теме, заслушать. 

Для формирования элементарных исследований, на каждом уроке желательно организовать практическую работу с записью в тетради процесса выполнения работы. Например, изучая тему ”Плотность вещества”, можно провести работу по определению плотности плавленого сырка или сахара. Примеры фронтальных работ можно найти в образовательных лабораториях школьной лиги РОСНАНО.

В 6-ом классе, во втором полугодии, можно начать формировать умение записать результаты виде таблицы и графика, сформулировать  вывод.  Темы индивидуальных исследовательских работ , которые можно предложить для выполнения 6классникам : 

” Определение диаметра частичек пыли, зубного порошка и др. методом осаждения - седиментации”.

“Определение коллоидных растворов”.

“Молоко как наноэмульсия”.

“Исследование свойств кристаллических и аморфных тел ”

“Исследование свойств мыльных плёнок”

Проекты: “Наночастицы . Их применение. Миникнижка  для школьников с авторскими рисунками”.

Список литературы: 

1. В.А. Озерянский и др Познаём наномир. М, БИНОМ, лаборатория знаний, 2012
2. Л. Стрельникова. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. М: Яуза-пресс. 2011
3. Элементарный учебник физики. Под ред. Г.С. Ландсберга в 3-х томах.
4. Богословский Н.А. "Физический кружок для шестиклассников и семиклассников", серия "Наношкола", М.: СПб., 2012 ( электронный вариант на сайте http://www.schoolnano.ru/ )
5. Сайт Школьная Лига РОСНАНО, http://www.schoolnano.ru/

Код публикации: 

2108

Издание: 

Страница в издании: 

120