Одним из ключевых направлений работы школы является создание условий формирования потребностей школьников к саморазвитию, стимулирование самообразования. При этом необходимо дать школьникам и инструменты для успешного саморазвития и самообразования. К числу этих инструментов относятся методические приемы работы с научным текстом, анализа, синтеза, поиска и отбора информации, критической оценки фактов и др. Формирование системы надпредметных умений и навыков, расширение спектра приемов работы с информацией и развитие на этой основе технологий интеллектуального поиска являются факторами, влияющими на формирование мотивации саморазвития учащихся [1].
Умение конспектировать научные тексты, а также навыки скоростного конспектирования является значимыми компонентами этой системы и важными инструментами в арсенале интеллектуальных техник школьника. С одной стороны, умение конспектировать позволяет оптимизировать познавательную деятельность учащегося и обучение этой интеллектуальной технике влияет на динамику формирования мотивации саморазвития [2], а с другой владение учащимся приемами содержательного конспектирования является одним из показателей качества работы учителя.
Нами была разработана программа «Работа с тексом. Обучение конспектированию», основное внимание в которой уделялось, во-первых, формированию у учащихся приемов скоростного конспектирования и во-вторых, формированию техник содержательного конспектирования учебного материала. На уроках физики школьники учатся выделять главную информацию, составлять простые и развернутые планы, создавать линейные, схематические, табличные, комбинированные и сводные конспекты, задавать содержательные вопросы к отдельным подструктурам анализируемого и конспектируемого материала, преобразовывать структуру текста, составлять тезисный каркас текста и отстаивать правильность собственного выбора. Одним из важных способов преобразования текста является моделирование, позволяющее отделить способ действия от самого действия, задавая его как общий способ. Разные типы знаков, используемых в процессе конспектирования, носят разный характер: одни придают модели структурно-объектный характер, другие – характер процесса и умение фиксировать существенные характеристики той или иной модели в конспекте научного текста является показателем высокого качества конспектирования.
Формирование умения конспектировать физические тексты, с одной стороны, требует как высокого уровня развития основных компонентов речевой деятельности школьника (который должен владеть необходимыми языковыми средствами и применять их для свертывания и сохранения информации), так и высокого уровня владения математическим языком, а с другой – активно стимулирует речевое и математическое развитие учащихся. Более того, в нынешней ситуации кризиса школьного образования, спровоцированного введением ЕГЭ как единственного инструмента оценки качества работы образовательного учреждения, разрушающего систему речевого развития, задававшуюся раньше в рамках прежней системы образования необходимостью в том числе подготовки к устному и развернутому письменному экзамену, формирование умений работы с текстом является своеобразным компенсаторным механизмом. Умение устанавливать и фиксировать взаимосвязь между содержательными элементами изучаемого и конспектируемого материала, обобщать, упорядочивать и систематизировать полученную информацию, переводить конспектируемый текст на язык кванторов и математических формул, способность критически оценивать качество своей работы – весь этот набор интеллектуальных техник является важным конкурентным преимуществом школьника, а системная работа по формированию этих техник – задачей школы, стремящейся дать своим ученикам это преимущество.