Методика обучения школьников конспектированию на уроках физики

учитель физики, Московский лицей "Ступени"

Одним из ключевых направлений работы школы является создание условий формирования потребностей школьников к саморазвитию, стимулирование самообразования. При этом необходимо дать школьникам и инструменты для успешного саморазвития и самообразования. К числу этих   инструментов относятся  методические приемы работы с научным текстом,  анализа, синтеза, поиска и  отбора информации, критической оценки фактов и др. Формирование системы  надпредметных умений и  навыков, расширение   спектра приемов работы с информацией и развитие  на этой основе технологий  интеллектуального поиска  являются факторами, влияющими на формирование мотивации саморазвития учащихся [1].

Умение  конспектировать научные тексты, а также навыки  скоростного конспектирования является значимыми компонентами этой системы и важными инструментами в арсенале интеллектуальных техник школьника. С одной стороны, умение конспектировать позволяет оптимизировать познавательную деятельность учащегося и обучение этой интеллектуальной технике  влияет на динамику формирования мотивации саморазвития [2], а с другой владение учащимся  приемами содержательного  конспектирования является  одним из показателей качества работы учителя.

Нами была  разработана программа  «Работа с тексом. Обучение конспектированию», основное внимание в которой уделялось, во-первых, формированию у учащихся приемов скоростного конспектирования и во-вторых, формированию техник содержательного конспектирования учебного материала. На уроках физики школьники учатся выделять главную информацию, составлять простые и развернутые планы, создавать линейные, схематические, табличные, комбинированные и сводные конспекты, задавать содержательные вопросы к отдельным подструктурам анализируемого и конспектируемого материала, преобразовывать структуру текста, составлять тезисный каркас текста и отстаивать правильность собственного выбора. Одним из важных способов преобразования текста является  моделирование, позволяющее отделить  способ действия от самого действия, задавая его как общий способ. Разные типы знаков, используемых в процессе конспектирования,  носят разный характер: одни  придают модели структурно-объектный  характер, другие – характер процесса и умение фиксировать существенные характеристики той или иной  модели в конспекте научного текста является показателем высокого качества конспектирования.

 Формирование умения конспектировать физические тексты, с одной стороны, требует как высокого уровня развития основных  компонентов речевой деятельности  школьника (который  должен владеть необходимыми языковыми средствами и применять их для свертывания и сохранения информации),  так и   высокого уровня владения математическим языком,  а с другой – активно стимулирует речевое и математическое развитие учащихся. Более того, в нынешней ситуации кризиса школьного образования, спровоцированного введением ЕГЭ как единственного инструмента оценки качества работы образовательного учреждения, разрушающего систему речевого развития, задававшуюся раньше в рамках  прежней системы образования необходимостью в том числе подготовки к устному и развернутому письменному экзамену, формирование умений работы с текстом является своеобразным  компенсаторным механизмом. Умение устанавливать и фиксировать взаимосвязь между содержательными элементами изучаемого и конспектируемого  материала, обобщать, упорядочивать  и систематизировать полученную информацию, переводить конспектируемый текст  на язык кванторов и математических формул, способность  критически оценивать качество  своей работы – весь этот набор интеллектуальных техник является важным конкурентным преимуществом школьника, а системная работа по формированию этих техник – задачей школы, стремящейся     дать своим ученикам это преимущество.

Список литературы: 

1. Шегурова В.Ю. Управление развитием мотивов учебной деятельности школьников / Автореферат канд. диссертации, М., 2001
2. Шегурова В.Ю. Формирование мотивации саморазвития личности в системе лицейского воспитания / Материалы второй Международной конференции «Негосударственная школа на рубеже XXI века», М., 2000

Код публикации: 

2109

Издание: 

Страница в издании: 

121