Метод проектов как вспомогательной методический прием при преподавании химии в профилях гуманитарного направления

учитель химии, школа № 1423

Одной из важнейших проблем, с которой сталкивается современная школьная педагогика, является проблема перегруженности учебной программы. Постоянное развитие науки вынуждает вносить в учебники все новую и новую информацию, тогда как общее количество учебного времени не увеличивается. Более того, в связи с появлением новых учебных предметов доля времени приходящегося на предметы традиционной программы уменьшается. Профильное обучение частично решает эту проблему, выделяя на профильные предметы дополнительное время за счет непрофильных. Но остается проблема непрофильных предметов, учебного времени на которые катастрофически не хватает. В какой-то степени это решается сокращением учебной программы. Однако возможности этого решения ограничены: программу невозможно сокращать сверх некоторого предела, после которого обучение этому предмету просто утрачивает смысл. И здесь учителю приходится обращаться к вспомогательным методическим приемам.

Мне пришлось столкнуться с подобной ситуацией на примере курса химии в классах гуманитарного направления. Профильное обучение введено в нашей школе свыше пяти лет назад, а четыре года назад для гуманитарного направления была принята «базовая» программа обучения химии из расчета одного учебного часа в неделю. Даже если не рассматривать требования ЕГЭ, а ограничиться самыми элементарными знаниями по химии, при таком количестве учебного времени программа оказывается чудовищно перегруженной. Времени не хватает даже на подачу нового материала в виде лекций (так, на темы «Алкены», «Алкины», «Алкадиены» отводится суммарно один час, тогда как в традиционном учебном планировании приходилось не менее чем по два часа на каждую из них), о закреплении полученных знаний уже и речи не идет. Одним из возможных вариантов выхода из такой ситуации является перенос части программы на внеурочное время. Но здесь уже возникает другая проблема – недостаток мотивации учащихся. Гуманитарный профиль выбирают ученики, чья область интересов далека от естественных наук, для дополнительных и самостоятельных занятий химией их мотивация недостаточна. Мне удалось найти методический прием, позволяющий справиться с этой трудностью, таким образом, предоставляя один из вариантов решения проблемы обучения химии по одночасовой программе. Таким приемом оказался метод ученических проектов.

Метод ученических проектов заключается в следующем. Ученику предоставляется выбор из нескольких тем близких к его области интересов, которые можно привязать к той или иной тематике курса химии. После этого ученик при содействии учителя составляет план и самостоятельно подбирает литературу и иллюстративный материал. В некоторых случаях ученик также проводит практические опыты – безусловно, под руководством учителя. По результатам своих действий Он создает презентацию, которая в дальнейшем полностью или частично демонстрируется на уроке, посвященному соответствующему разделу учебной программы. Наиболее хорошо исполненные ученические проекты участвуют в конкурсном отборе, победители которого в дальнейшем участвуют в общегородских мероприятиях, получают награды, а в некоторых случаях их авторам дается преимущество при поступлении в высшие учебные заведения.

Эффективность этого методического приема базируется на том, что учащемуся предоставляется задание для самостоятельного исследования, связанное как с областью его собственных интересов, так и с изучаемым предметом. Таким образом, его естественная познавательная активность исподволь переносится в область учебной программы, кроме того, свойственное данному возрасту стремление к самостоятельности и независимости получает возможность реализации в педагогически одобряемом направлении. Также важным моментом является использование результата ученического проекта во время урока - результат самостоятельной работы ученика используемый учителем при объяснении нового материала повышает статус ученика, делая его своего рода ассистентом учителя, что благоприятно сказывается на самооценке и статусе этого ученика относительно класса. Совокупность этих факторов значительно повышает мотивацию учащегося к реализации проекта. Остальные же учащиеся класса получают импульс к соревновательной активности и пример для подражания. Кроме того, учебный материал, изложенный одноклассником с использованием близких им выразительных средств, легче воспринимается и лучше усваивается, чем материал учебника и даже объяснение учителя. В случае же, когда материал ученического проекта используется на уроках в других классах или участвует в общегородских мероприятиях, сопряженное с этим повышение статуса и самооценки распространяется и на всю группу, в которую входит автор проекта, что повышает мотивацию к учебе и остальных ее участников.

Расскажу для примера об одном из реализованных под моим руководством ученических проектов. Этот проект назывался «Оружие: защитить или уничтожить». Автор его, ученик предпрофильного 8 класса гуманитарного направления, увлекается исторической и военной тематикой. В проекте рассматривалась история развития цивилизации и оружия с древних времен до наших дней в связи с химией – то есть особое внимание уделялось использованию химии в военном деле. Автор проекта подобрал литературу и иллюстрации, посвященные «греческому огню», истории изобретения пороха, использованию ядовитых газов в. Первой Мировой войне, «коктейлю Молотова» и другим точкам пересечения химии и военного дела в истории человечества. Этот проект вызвал интерес не только в классе, но и по всей школе, а также среди учителей, а фрагменты итоговой презентации использовались при проведении уроков в старших и младших классах. Автор был отмечен наградами различных городских конкурсов и мероприятий, в том числе конференции «Школа будущего» при МГУ. Как результат, в его классе резко повысилась мотивация учеников к изучению химии, что выразилось также и в значительном повышении успеваемости. Важно отметить и другой, более ценный результат: учащиеся усвоили образовательный стандарт, несмотря на сохранение гуманитарного профиля и недостаток учебного времени.

Стоит упомянуть о возможности системного применения метода ученических проектов – когда выполненный проект порождает продолжения или новый проект возникает как результат пересечения нескольких других – при этом с педагогической точки зрения возникают явления положительной обратной связи, когда результаты нескольких методических приемов взаимно усиливают друг друга. Однако большее углубление в эту область выходит за рамки задач данной статьи.

Код публикации: 

2110

Издание: 

Страница в издании: 

123