Технологии и методы формирования УУД на уроках химии (из опыта работы)

учитель химии, МБОУ Гимназия № 9, г.о. Химки

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные результаты, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьное умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов общего образования, в том числе и химии.

Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определённые виды деятельности и соответственно определённые учебные действия. В предметах естественно-научного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.

Изучение химии в основной школе связано со спецификой этого предмета как науки. Химию в школе начинают преподавать учащимся в возрасте 12 – 13 лет, в этот период у подростка происходит развитие познавательной сферы, подросток стремится к саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.

Химия относится к предметам, где ведущую роль играет познавательная деятельность. Основными видами учебной деятельности ученика являются умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.

На практике ориентируются на следующие виды УУД:

  • Личностные – обеспечивают целостно-смысловую ориентацию учащихся.
  • Регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
  • Познавательные – объединяют общеучебные логические действия, постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

 Важно подобрать педагогические технологии для каждой ступени обучения школьников и успешно развивать УУД.

Как практикующий учитель, на уроках химии я использую комплекс современных педагогических технологий, помогающих формированию УУД.

 В 10 – 11 классах в связи с сокращением часов по предмету в непрофильной школе наиболее успешным является применение модульной технологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно, каждый в своём темпе организуют процесс ознакомления с темой при некотором участии учителя. Мною разработаны модульные уроки для 10 – 11 классов. Каждый год вносятся корректировки с учётом индивидуальности и развития класса.

 Наиболее значимым и результативным в педагогической деятельности считаю использование ИКТ. Ребята с помощью компьютера составляют презентации, кроссворды, тесты. Умение работать с Интернетом даёт возможность разрабатывать проекты и вести научно-исследовательскую работу. Разработанные исследовательские проекты мои ученики представляют на научных конференциях гимназии и города.

 На уроках и внеклассных мероприятиях по химии для успешного формирования УУД я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность. Для этого разработаны химические игры, викторины.

 Таким образом, рациональное использование современных педагогических технологий для формирования универсальных учебных действий помогает развить личность и познавательную сферу учащегося.

Список литературы: 

1. Анохина Г.М. Об организации личностно-ориентированного обучения // Химия в школе. – 2008. – № 7. – С.17
2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008. – № 2. – С.23
3. Кабанова О.А. «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info
4. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения // Химия в школе. – 2008. – № 5. – С.12.
5. Чмыхало О. Г. Элементы модульной технологии в обучении химии // Химия в школе. – 2008. – №7. – С. 31 – 34.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г., Бурменской Г. В., Володарской И. А. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. (Стандарты второго поколения).
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. (Стандарты второго поколения).

Код публикации: 

2111

Издание: 

Страница в издании: 

125