Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные результаты, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьное умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов общего образования, в том числе и химии.
Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определённые виды деятельности и соответственно определённые учебные действия. В предметах естественно-научного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия.
Изучение химии в основной школе связано со спецификой этого предмета как науки. Химию в школе начинают преподавать учащимся в возрасте 12 – 13 лет, в этот период у подростка происходит развитие познавательной сферы, подросток стремится к саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением.
Химия относится к предметам, где ведущую роль играет познавательная деятельность. Основными видами учебной деятельности ученика являются умение характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.
На практике ориентируются на следующие виды УУД:
- Личностные – обеспечивают целостно-смысловую ориентацию учащихся.
- Регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
- Познавательные – объединяют общеучебные логические действия, постановку и решение проблемы.
- Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Важно подобрать педагогические технологии для каждой ступени обучения школьников и успешно развивать УУД.
Как практикующий учитель, на уроках химии я использую комплекс современных педагогических технологий, помогающих формированию УУД.
В 10 – 11 классах в связи с сокращением часов по предмету в непрофильной школе наиболее успешным является применение модульной технологии. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно, каждый в своём темпе организуют процесс ознакомления с темой при некотором участии учителя. Мною разработаны модульные уроки для 10 – 11 классов. Каждый год вносятся корректировки с учётом индивидуальности и развития класса.
Наиболее значимым и результативным в педагогической деятельности считаю использование ИКТ. Ребята с помощью компьютера составляют презентации, кроссворды, тесты. Умение работать с Интернетом даёт возможность разрабатывать проекты и вести научно-исследовательскую работу. Разработанные исследовательские проекты мои ученики представляют на научных конференциях гимназии и города.
На уроках и внеклассных мероприятиях по химии для успешного формирования УУД я использую игровые технологии, что помогает мотивировать учащихся на более углублённое изучение предмета и применение знаний по химии; это обеспечивает возможность сотрудничества и согласованную совместную деятельность. Для этого разработаны химические игры, викторины.
Таким образом, рациональное использование современных педагогических технологий для формирования универсальных учебных действий помогает развить личность и познавательную сферу учащегося.