Впервые объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство.
В образовательных стандартах второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, направленной на формирование новой системы ценностей и ценностных ориентиров, обеспечение инновационного, социально ориентированного развития России.
Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям.
Инновация в структуре Базисного образовательного плана - выделение трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, внеурочная деятельность учащихся.
Инвариантная часть: приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, создает основу для непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Вариативная часть: обеспечивает этнические, культурные и региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.
Внеучебная деятельность: возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.).
Инновационность состоит в том, что деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Обеспечение перехода на образовательные стандарты второго поколения предполагает использование системно-деятельностного (компетентностного) подхода в своей деятельности.
Учителю химии необходимо обратить внимание, прежде всего, на обновленные цели и результаты образования.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять факты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Основным механизмом совершенствования содержания и технологий образования как ресурса обеспечения перехода на новые образовательные стандарты является введение новой группы образовательных результатов – компетентностей: личностных, метапредметных, предметных.
Технологии, способствующие формированию новой группы образовательных результатов: проблемное обучение, проектное обучение, исследовательское обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, рефлексивное обучение, коммуникативные технологии; информационно-коммуникационные технологии, технология компетентностно-ориентированных заданий, технология формирующей оценки и др.
Значительную помощь учителю химии в организации деятельности учащихся в контексте системно-деятельностного подхода призвано оказать примерное тематическое планирование, где впервые предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий.
Выбор учебника, реализующего требования стандартов второго поколения - важное условие обеспечения перехода на новые образовательные стандарты.
Таким образом, на основе знакомства с современными образовательными технологиями, инновационным теоретическим, практическим опытом и рефлексии собственной педагогической практики, обеспечение готовности к самообразованию, ориентированного на повышение уровня профессиональной компетентности, является одним из направлений деятельности учителя химии.