Использование приемов организации воспроизводящей и реконструктивно-вариативной самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории

учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ № 1051 им. Г. В. Кисунько

Одним из самых доступных и действенных путей повышения эффективности урока  истории является организация воспроизводящей и реконструктивно – вариативной самостоятельной деятельности обучающихся.Данные виды деятельности подразумевают работу по образцу и поиск новых способов решения проблемы на основе общей идеи, что, в свою очередь, развивает навык исторического анализа при критическом восприятии полученной информации.

В этом определенную помощь могут оказать учебные алгоритмы, работа с которыми развивает у обучающихся умение последовательно и обоснованно рассуждать, а также формирует культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. На уроках истории алгоритмизированное обучение уместно использовать при организации самоконтроля учащихся, при решении познавательных задач и для анализа альтернативных ситуаций.

Применение алгоритмов имеет огромное практическое значение:

  • способствует усвоению обучающимися основных видов познавательной деятельности – анализа, синтеза, обобщения и т.д.
  • позволяет переносить интеллектуальные умения из одной ситуации в другую, что немаловажно при анализе и сравнении исторических явлений, выявлении причинно – следственных связей.

Активно учащиеся проявляют свою самостоятельность в лабораторных и практических занятиях. Лабораторная работа по истории – это раскрытие темы с использованием разных источников, поиски решения проблемы, как на основе общей идеи, так и противоречащих ей. Как показывает практика, наиболее эффективны лабораторные работы в группах, когда каждый участник выполняет свою задачу и понимает меру значимости в общем деле. Интерес учащихся увеличивается, если им приходится сталкиваться с противоречивыми точками зрения, не подвергшимся педагогической обработке, с ненаучными историческими взглядами. Лабораторные практические работы по истории могут быть следующими: составление вопросников по теме; «аукцион имен»; выполнение макетов; рассказ по иллюстрации; нахождение ошибок в тексте; составление синквейнов. Данные виды самостоятельной деятельности имеют высокие результаты только при соблюдении следующих условий:

  • Работа имеет конкретную цель, ученик знает порядок и приемы выполнения работы.
  • Степень сложности работы соответствует учебным возможностям обучающихся.  

Содержание работы и форма ее выполнения вызывают интерес учащихся, желание выполнить ее до конца.

Код публикации: 

2113

Издание: 

Страница в издании: 

129