В настоящее время возрастает значение самостоятельности студентов средних профессиональных учреждений в выборе путей профессионального совершенствования и карьерного роста. Эффективность решения подобных вопросов зависит от того, насколько будущие профессионалы готовы включиться в систему непрерывного самообразования. В нашем учреждении СПО (Дмитровский институт непрерывного образования) формирование умения учиться самостоятельно реализуется в ходе дополнительного образования студентов по специальной программе, содержащей несколько модулей. В каждом из них решается определенная дидактическая задача.
В модуле 1 «Как мы познаем мир и самих себя» рассматриваются виды активности человека, обеспечивающие его личностное и интеллектуальное развитие, такие как игра, общение, учеба, труд. В модуле дается обзор наук, сведения из которых могут быть полезными для формирования у студента «образа мира» и «образа Я». Итогом обсуждений является ответ на вопрос, который должен задать сам себе студент: как развить имеющиеся у меня задатки в способности и, более того, - талант.
В модуле 2 «Самоорганизация учебной деятельности» учащиеся осваивают адаптированную модель организации учебы, позволяющую студенту не только преодолеть познавательные затруднения, но и стать полноценным субъектом саморазвития.
В модуле 3 «Ступени деловой карьеры» рассматривается законы профессиональной деятельности, включая проблематику делового и личностного общения, проблемы конкуренции и консолидации. На базе полученного знания учащиеся могут приступить к планированию деловой карьеры.
Модуль 4 посвящен выполнению проектной или исследовательской работы. При этом решаются следующие подзадачи. 1) Повышение интереса студента к творческой деятельности; 2) Формирование «командного» сознания, обеспечивающего повышение эффективности совместной деятельности; 3) Повысить учебные достижения студентов в предметных областях; 4) Освоить методологию исследования или разработки проекта; 5) Развить навыки презентации своих достижений в ходе конференций, конкурсов и других публичных выступлений.
Первый опыт реализации дополнительного образования в СПО ДИНО в соответствие с указанными задачами, дал положительные результаты.