Дополнительное образование студентов СПО как фактор усиления профессиональной устремленности будущих специалистов

Кандидат педагогических наук, директор, СПО Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область
преподаватель физики, СПО Дмитровский институт непрерывного образования (ДИНО), Дмитров, Московская область
к. физ.-мат. наук, док. пед. наук, профессор факультета психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

В настоящее время возрастает значение самостоятельности студентов средних профессиональных учреждений в выборе  путей профессионального совершенствования и карьерного роста. Эффективность решения подобных вопросов зависит от того, насколько будущие профессионалы  готовы включиться в систему непрерывного самообразования.  В нашем  учреждении СПО (Дмитровский институт непрерывного образования) формирование умения учиться самостоятельно реализуется в ходе дополнительного образования студентов по специальной программе, содержащей несколько модулей.  В каждом из них решается определенная дидактическая задача.

В модуле 1 «Как мы познаем мир и самих себя» рассматриваются виды активности человека, обеспечивающие его личностное и интеллектуальное развитие, такие как игра, общение, учеба, труд. В модуле дается обзор наук, сведения из которых могут быть полезными для формирования у студента «образа мира» и «образа Я». Итогом обсуждений является ответ на вопрос, который должен задать сам себе студент: как развить имеющиеся у меня задатки в способности и, более того, - талант. 

В модуле 2 «Самоорганизация учебной деятельности» учащиеся осваивают адаптированную модель организации учебы, позволяющую студенту не только преодолеть познавательные затруднения, но и стать полноценным субъектом саморазвития.

В модуле 3 «Ступени деловой карьеры» рассматривается законы профессиональной деятельности, включая проблематику делового и личностного общения, проблемы конкуренции и консолидации. На базе полученного знания учащиеся могут приступить к планированию деловой карьеры.

Модуль 4 посвящен выполнению проектной или исследовательской работы. При этом решаются следующие подзадачи. 1) Повышение интереса студента к творческой деятельности; 2) Формирование «командного» сознания, обеспечивающего повышение эффективности совместной  деятельности; 3) Повысить учебные достижения студентов в предметных областях; 4) Освоить методологию исследования или разработки проекта; 5) Развить навыки презентации своих достижений в ходе конференций, конкурсов и других публичных выступлений.

Первый опыт реализации дополнительного образования в СПО  ДИНО в соответствие с указанными задачами, дал положительные результаты.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Монография. М.: «Акрополь», 2011
2. Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающемся образовании. М.: Изд-во БИНОМ Лаборатория знаний, 2012, 285 с.

Код публикации: 

2114

Издание: 

Страница в издании: 

130