Уроки географии в школах надомного обучения при переходе на ФГОС

методист по географии, издательство «Мнемозина»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) учебный предмет география  «переведен» из естественно-научных предметов в общественно-научные.

Изменилась парадигма образования от «знаниваемой», где основной метод обучения обьяснительно-иллюстративный, к системно-деятельностному подходу, который направлен на самостоятельное получения знаний под руководством учителя, т.е. нужно школьников «научить учиться».  Меняются требования  к результатом освоения основной образовательной программы. Так же изменились и предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» по географии. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.[1]

В 2015 учебном году учащиеся 4 класса, которые обучались по ФГОС НОО, станут учениками 5 класса и все школы перейдут на ФГОС ООО. И поэтому уже сейчас пора определятся как решать поставленные задачи: по каким учебно-методическим комплектам работать в основной школе. К сожалению, в настоящее время основной упор в школах делается на два учебных предмета – русский язык и математика, которые обязательно сдают учащиеся на итоговой аттестации. В школах надомного обучения точно такая же система. Какую же роль в системе знаний учащихся играет география?

Главная задача географии - сформировать адекватную картину мира и привить учащимся географическую культуру. Среди отдельных задач следует отметить такие, как:

- сформировать адекватное представление о Земле и всех ее оболочках;

- изучить культуру и разнообразие стран мира и народов;

- формировать толерантное отношения к другим народам;

- изучить особенности своей страны, как в природном, так и в социально-экономическом плане и т.д.;

- сформировать геоэкологическую  культуру природа-человек-природа;

Особенность преподавания географии в школах надомного обучения заключается  в том, что здесь учатся «особенные» дети, в том числе и дети инвалиды. На наш взгляд, учителю в такой школе не стоит изо всех сил (мучая себя, а главное ребенка) показывать высочайшие результаты на ЕГЭ, ГИА, различных срезах. У  каждого ребенка по различным причинам от психологических до физических своя планка и учитель должен подходить индивидуально к каждому ребенку и помогать ему достигать тех вершин, которые посильны ребенку.

На уроках географии в школах надомного обучения стоит больше обращать внимание на эмоциональную составляющую изучаемого материала.  География должна выполнять не только образовательную (в академическом смысле) функцию, сколько познавательную, воспитывающую и мотивационную. Учителю будет тогда «легко» работать, когда будет «легко» ученикам. Создание рабочей, но в то же время свободной обстановке главная задача любого учителя, а географа в первую очередь. 

Ни один учитель не скажет, что его предмет является второстепенным, поэтому отказаться от объема изучаемого материала в пользу другого предмета ему будет сложно. Однако на помощь учителю здесь придет именно деятельностный подход. Достижение деятельностного подхода возможно только при усилении практической направленности обучения, формирующаяся  через универсальные учебные действия (УУД). 

Умения учиться – способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта формируется через УУД. К которым относятся:

- личностные (ценностно-смысловая ориентация);

- регулятивные (организация своей учебной деятельности);

- познавательные (общеучебные, логические действия);

- коммуникативные (социальная компетенция);

Формировать УУД можно, через различные педагогические технологии, к которым относятся: продуктивное чтение; разноуровневое обучения; коллективное взаимообучения; сотрудничества; модульного обучения; перспективно - опережающего обучения; игровые технологии; проблемного обучения; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии [2].

С помощью различных педагогических технологий, и не только, формируются УУД и реализуется ФГОС, т.е. потенциал каждого учащегося раскрывается полностью.

Список литературы: 

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / РАН, РАО под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2011. 79 с.
2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии. / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград. Изд-во: ВГИПК РО, 2006. 59 с. (Сер. "Гуманитарная педагогика". Вып. 2)

Код публикации: 

2115

Издание: 

Страница в издании: 

131