Организация основного и дополнительного образования школьников в единое образовательное пространство

учитель биологии, замдиректора, ГБОУ СОШ № 1284, Москва

Обязательным условием высокоэффективной познавательной деятельности школьников является создание единого образовательного пространства в средней школе. Модель интеграции основного и дополнительного образования открывает подходы к практической реализации этого замысла. Модель предполагает использование общих психолого-педагогических подходов в курсах основного образования (при построении учебных процессов различных дисциплин естественнонаучного цикла: физики, химии, биологии), и дополнительного образования (при построении элективных курсов и организации проектной и исследовательской деятельности школьников).

В нашей школе предпринята попытка экспериментального апробирования и реализации данной модели при организации познавательной деятельности школьников в естественнонаучной сфере. В качестве общего, единого психолого-педагогического фундамента к организации основного и дополнительного школьного образования мы использовали системно-деятельностный подход. 

Темой проектной деятельности школьников, реализуемой в системе дополнительного образования, было выбрано изучение биологической обратной связи, как метода борьбы со стрессовым состоянием человека. В основе данной разработки, проводимой нашими учащимися, заложены темы школьных курсов химии и биологии, а именно: «гальванический элемент» (химия), «неравная система человека» (биология). В элективном курсе нам удалось более глубоко и подробно рассмотреть необходимое для понимания метода работы устройства «Полиграф» биологическое и химическое учебное содержание. А при посещении кафедры психофизиологии  факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова учащиеся, выполняющие данную проектную разработку, участвовали в психофизиологическом исследовании, как в качестве испытуемых, так и в качестве ассистентов специалистов-психологов.  

Наиболее интересный результат, полученный нами, заключается в формирования межпредметных связей между областями химии биологии и психологии в сознании школьников. Единая логика представления предмета этих дисциплин создала особое отношение к каждому из них в отдельности и позволила учащимся уяснить глубокие содержательные связи между ними. Применение системного анализа для организации учебных предметов помогало учащимся организовать все естественнонаучные знания в единую систему, что чрезвычайно важно для построения в сознании подростка единой системной картины мира. Работа над схемами ориентировочной основы действий, сформированных в основной школе, и актуализированных в дополнительном образовании, привела учащихся к пониманию необходимости не только воспроизводства, но и творческого использования естественнонаучных знаний.

Преемственность развития системно-деятельностных представлений учащихся в основном и дополнительном образовании оказало положительное воздействие и на развитие личности учащихся. Так были созданы условия для развития мотивации учащихся к творческой деятельности в области естественнонаучных знаний и для формирования интереса учащейся молодежи к специальностям сферы высоких технологий. Доминантой в поведении учащихся в данных условиях выступила творческая деятельность, создание и разработка оригинальных решений в исследовании и в самостоятельных проектных разработках. Сформированные в ходе изучения умения будут полезны школьникам в их дальнейших самостоятельных проектных разработках и исследованиях.

Список литературы: 

1. Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. Серия «Инновационный Университет» под ред. Самоненко Ю.А. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007
2. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Монография. М.: «Акрополь», 2011

Код публикации: 

2116

Издание: 

Страница в издании: 

132