Умение учиться самостоятельно - главное обретение школьного периода жизни ребенка. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в школе должны закладываться основы умения учиться и способности к самостоятельной организации своей учебной деятельности [1, 2].
Если ориентироваться только на получение конкретных знаний и умений, ребенок приобретает то, что со временем может устареть. Если же он учится учиться, то впоследствии он сможет сам овладеть необходимыми новыми знаниями и навыками.
Школьный возраст – важный этап в психическом развитии ребенка [3]. Приобретение способности самообразования можно рассматривать как высшую ступень обучения ребенка в школе. Подобно тому, как в более раннем детстве взрослые помогают ребенку выполнять необходимые действия в совместной деятельности с ним - в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а впоследствии он научается делать это сам, так и более взрослый школьник, поначалу не способный обучаться без педагога, по мере взросления должен становиться способным учиться самостоятельно [4]. Должна произойти «интериоризация» поначалу «разделенной между учеником и учителем» способности учиться [4].
В умении учиться самостоятельно очень важна - как компонент и как условие развития - способность мыслить критически. Способность думать независимо, выдвигать оригинальные гипотезы, оценивать проблемные ситуации с разных сторон формируется под влиянием учителя, его личности, атмосферы в семье, но также - и собственного стремления к самообразованию. Важным условием формирования умения учиться самостоятельно является создание атмосферы открытости и отсутствия страха осуждения в процессе учебы.
В качестве примера можно привести следующий случай. Выпускник школы поступил на физический факультет Университета (причем некоторые предметы вступительных экзаменов он готовил с репетиром, а некоторые – сам). Но продолжать обучение возможности не было, и он оставил Университет. Через полтора года (не утратив навыка обучения) подготовился и поступил на философский факультет, закончил его и теперь учится в аспирантуре. Сильное влияние на него оказали родители, которые приводили в пример свой собственный опыт, педагоги, сумевшие по-настоящему заинтересовать предметом, и некоторые друзья и школьные товарищи, которые серьезно учились и проявляли большое стремление к самообразованию.