Как научить школьника учиться самостоятельно

педагог-психолог, школа № 914

Умение учиться самостоятельно - главное обретение   школьного периода жизни ребенка. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в школе должны закладываться основы умения учиться и способности к самостоятельной организации своей учебной деятельности [1, 2].

Если ориентироваться только на получение конкретных знаний и умений, ребенок приобретает то, что со временем может устареть. Если же он учится учиться, то впоследствии он сможет сам овладеть необходимыми новыми знаниями и навыками.  

Школьный возраст – важный этап в психическом развитии ребенка [3]. Приобретение способности самообразования можно рассматривать как высшую ступень обучения ребенка в школе. Подобно тому, как в более раннем детстве взрослые помогают ребенку выполнять необходимые действия в совместной деятельности с ним - в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а впоследствии  он научается делать это сам, так и более взрослый школьник, поначалу не способный обучаться без педагога, по мере взросления должен становиться способным учиться самостоятельно [4]. Должна произойти «интериоризация» поначалу «разделенной между учеником и учителем» способности учиться [4]. 

В умении учиться самостоятельно очень важна - как компонент и как условие развития - способность мыслить критически. Способность думать независимо, выдвигать оригинальные гипотезы, оценивать проблемные ситуации с разных сторон формируется под влиянием учителя, его личности, атмосферы в семье, но также - и собственного стремления к самообразованию. Важным условием формирования умения учиться самостоятельно является создание атмосферы открытости и отсутствия страха осуждения в процессе учебы.

В качестве примера можно привести  следующий случай. Выпускник школы поступил на физический факультет Университета (причем некоторые предметы вступительных экзаменов он готовил с репетиром,  а некоторые – сам). Но продолжать обучение возможности не было, и он оставил Университет. Через полтора года  (не утратив навыка обучения) подготовился и поступил на философский факультет, закончил его и теперь учится в аспирантуре.  Сильное влияние на него оказали родители, которые приводили в пример свой собственный опыт, педагоги, сумевшие по-настоящему заинтересовать предметом,  и некоторые друзья и школьные товарищи, которые серьезно учились и проявляли большое стремление к самообразованию.

Список литературы: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – 2009.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М., «Просвещение», 2008.
3. «Практическая психология образования» под ред. Дубровиной И.В. — М., ТЦ «Сфера», 2004.
4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. — Избранные психологические исследования. М, 1956.

Код публикации: 

2118

Издание: 

Страница в издании: 

134