Реализация деятельностного подхода в преподавании географии

учитель географии, ГБОУ СОШ № 184 г. Москвы

Сегодня, с плановым переходом системы образования к реализации ФГОС второго поколения, от каждого учителя требуется формирование универсальной, подготовленной к любым меняющимся условиям личности. Такая личность должна обладать определенным набором компетенций. Формирование полного набора компетенций невозможно представить без реализации системно-деятельностного подхода.

Реализация деятельностного подхода на уроках географии имеет достаточно широкое применение. Уже на первых уроках у обучающихся необходимо сформировать четкую позицию «Я – часть природы, окружающей среды, мне творить будущее этого мира». Под таким лозунгом можно начинать любой урок и превращать его в постоянный процесс формирования базовых компетенций.

Применение деятельностного подхода на уроках географии имеет ряд преимуществ:

- делает урок практико-ориентированным;

- урок становится интересным и красочным;

- помогает каждому обучающемуся найти что-то для себя, открыть что-то новое;

- способствует развитию различных способностей у обучающихся;

- облегчает труд учителя во время урока.

Несмотря на то, что урок с применением деятельностного подхода позволяет больше вовлекать в учебный процесс обучающихся, а учитель выполняет роль тьютора, подготовка к такого рода урокам увеличивается и включает в себя следующие этапы:

- сбор и анализ информации по теме урока;

- отбор содержания урока;

-отбор методов и приемов работы обучающихся;

- выбор оптимальных методов для реализации деятельностного подхода;

- «Репетиция урока» (изучение особенностей урока для каждого класса)

Применение деятельностного подхода в обучение географии возможно в рамках каждого курса. В 5-6 классах обучающимся необходимо давать задание на развитие учебно-познавательной деятельности, формировать у них умения самостоятельно решать учебные задачи, находить ответы на интересующие вопросы, способствовать формированию собственной точки зрения. При этом, необходимо учитывать, что содержание заданий должно быть тщательно отобранным, представлять интерес для обучающихся и способствовать формированию у них «ситуации успеха».

Для обучающихся старших классов задания в рамках реализации деятельностного подхода должны иметь практикоориентированную направленность. В реализации этого направления помогает постановка учебных проблем, вопросов урока, работа со статистическими материалами, работа с Интернет-ресурсами. В ходе такой деятельности у обучающихся формируются не только информационные компетенции, но и учебно-познавательные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Применение деятельностного подхода возможно в реализации проектной деятельности. Здесь обучающиеся самостоятельно обозначают круг интересующих направлений и работают над выбранными проблемами, учитель становится консультантом, научным руководителем, формируя у обучающихся самостоятельную познавательную активность. Такие проекты будут иметь большой интерес, прежде всего, для самого обучающегося и будут способствовать в его самоопределении.  Таким образом, основная идея обновле­ния методического мастерства учителя гео­графии состоит в развитии его умения организовать активную учебно-познавательную деятельность обучающих­ся, формировать творческое мышление школьников на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности.

Список литературы: 

1. Сухов В. П., З. Ш. Тимербаева Интегрированный курс географии и биологии: системно-деятельностный подход // Биология в школе. – 2010.
2. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. – 2003.

Код публикации: 

2119

Издание: 

Страница в издании: 

135