Особенности организации самостоятельной работы учащихся начальной школы

учитель начальных классов, школа №683

Уже второй стандарт (2004, 2009гг.) ставит в качестве центрального образовательного результата обучения в начальной школе умение учиться. Что же это за умение? Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.

         В умении учиться выделяются две составляющие:

1.Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой недостаёт его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?

2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как учиться?

          Этот вопрос имеет три ответа: 1) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, т. е.  перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую; 2) самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего в книгах и Интернете; 3) запросить недостающие данные у знатока или умельца.

              Л. С. Выготский ввёл понятие «зона ближайшего развития». Такой «зоной» является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Чтобы ребёнок прошел этот новый для него отрезок пути личностного развития, надо выдвинуть перед ним задачу овладеть новым видом деятельности, усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Возникает противоречие между новыми задачами и имеющимся опытом. Это противоречие устраняется в результате труда, упражнения, тренировок. Каждый шаг по пути к самостоятельности, каким бы он ни был малым, и является шагом вперёд в личностном развитии. При каждой попытке к самостоятельности следует ослабить руководство ребёнком. Школьник хорошо потрудился – похвалите его. Для ребёнка похвала учителя и одобрение сверстников – главный стимул деятельности.

        Одним из условий творческой деятельности детей является жизнерадостность. Жизнерадостные дети больше проявляют любознательность, более скоры на догадку, вымысел. Источник радости для ребёнка – игра. Она вызывает прилив сил. Включение в урок элементов игры даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям детей.

       Исключительно важно то, что в игре развивается воображение ребёнка. Ребёнок, наделённый фантазией, мысленно может перенестись в другие места и условия, сможет самостоятельно намечать цели своих действий, находить наиболее подходящие средства для их достижения.

         Самостоятельность является составляющей качеств воли наряду с целеустремлённостью, настойчивостью, решительностью, организованностью и дисциплинированностью. Необходимо научить детей доводить дело до конца, преодолевать препятствия.

        Во время самостоятельной работы к слабоуспевающим учащимся надо подходить чаще, помогать и одобрять их Уверенность учителя в успехах  ученика всегда действует благотворно. Ничто не мешает  дать учащимся в качестве самостоятельной работы индивидуальные задания с учетом необходимости восполнить пробелы. Необходимо индивидуализировать домашние задания, во всяком случае, чаще прибегать к этому. Не годится, когда одинаковое задание не вызывает напряжения сил (и, следовательно, продвижения в умственном развитии) у сильных учащихся, приводя в то же время слабых в отчаяние.

        В процессе творческого мышления человек находит для себя что- то новое, неизвестное, переживаемое как нечто важное для себя. На такой основе развиваются умственные способности как качество, присущее личности.

        Формирование навыков самооценки является компонентом содержания современного обучения. Этому нужно обучать с первого класса.

          Обучение становится средством воспитания, когда ребёнок испытывает удовлетворение от своих достижений.

           Умение действовать самостоятельно, регулируя время, темп работы в соответствии с её объёмом, оценивая сделанное, - это базовая способность  младшего школьника. Полем для её становления являются индивидуальные тренировочные или коррекционные учебные занятия.  Основными продуктами такой деятельности младших школьников могут быть умения и навыки; самоконтроль как способ установления собственных дефицитов учения; самооценка ребёнка. В начальной школе взрослый определяет время тренировки, согласуя его с состоянием и пожеланиями ребёнка. Однако, для того, чтобы в младшем школьном возрасте возникло самостоятельное и ответственное учебное действие (умение учиться), учитель должен помочь ребёнку на учебных занятиях овладеть  средствами организации учебной работы и научить его делать черновик своей работы.

           Личность – это свобода, самостоятельность, ответственность. И, значит, нет другого пути учить, как вести с детьми диалог на равных, сотрудничать, учиться вместе, быть соавторами.

Список литературы: 

1. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. Москва, «Просвещение», 1985 г. – с. 21
2. Шпона А. Воспитательный процесс в теории и практике. М.: ИД «Пионер», 2009 – с. 174, с. 184
3. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Москва, «Вита», 2011 – с. 51, с. 52
4. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. Москва, «Просвещение», 1988 – с. 43, 57, 95, 97, 103
5. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е.М., Толмачева И. М., Шилкунова З. И. Урок в начальной школе. – М.: «Вита», с. 20

Код публикации: 

2120

Издание: 

Страница в издании: 

136