Роль самообразования в формировании знаний

учитель математики и информатики, ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д.Фридмана

Мы достаточно часто слышим от учителей и родителей, что ученики стали хуже учиться, у них отсутствует внимание, и все это из-за того, что они целиком и полностью пропадают в сети Интернет. Но если учесть то, что мы живем в век цифровых технологий, а наши ученики в нем выросли, то единственным возможным выходом из сложившейсяситуации является попытка обратить нашего «врага» в лучшего друга, помогающего самостоятельно получать знания.

Да и к тому же, если учащимся придется использовать компьютер и сеть интернет в образовательных целях, времени на развлечения останетсячуть меньше. То есть наша главная задача – это грамотно совместить социальный и  обучающий характеры использования компьютера. Ведь многофункциональность современной техники и невероятное количество различных девайсов позволяет ученикам без отрыва от социального общения находить необходимую для обучения информацию.

Для того, чтобы правильно расставить приоритеты, необходимо точно выстроить работу с учащимися: поставить перед ними задачи и обозначить цель. Примером успешного результата подобной работы является эксперимент индийских ученых, опубликовавших материалы своих работ в 2010 году [1].

Кратко осветим суть данного опыта. Сугата Митра и Риту Дангвал занимаются «самоорганизующимися системами в образовании». Несколько лет назад они провели очень любопытный эксперимент – в одну из небольших бедных индийских деревень был привезен компьютер, который был подключен к высокоскоростному интернету. Ученому необходимо было поставить задачу перед детьми таким образом, чтобы они самостоятельно изучили достаточно сложный материал по молекулярной биологии. Школьникам было от 10-ти до 14-ти лет, они не знали английского языка и ничего, касающегося данной темы, поэтому выполнить поставленную задачу было практически невозможно.

Но каким же было удивление ученых, когда спустя несколько месяцев учащиеся стали разбираться в данной теме не хуже учеников успешной частной школы в Нью-Дели. «Слишком хорошо, чтобы было правдой» – первый комментарий, который получили ученые после опубликования своей статьи. Действительно, поверить в это очень трудно. 

Обращаясь к истории самообразования, стоит отметить, что многие великие ученые, изучали незнакомый, сложный материал по книгам. Порой книги были на иностранном языке, и тогда приходилось учить язык, чтобы читать их. Иногда обучению препятствовали социальный статус, материальный достаток или нехватка литературы. Но при должном желании – это возможно. Конечно, сравнивать великих ученых и обычных индийских детей в какой-то степени неравноценно. Но в данном конкретном случае мы проводим аналогию по предоставляемым учебным материалам и условиям обучения.

Итак, при грамотной постановке целей и задач, при создании верных условий можно предоставить возможность детям самостоятельно изучать предмет. И не просто изучать, а добиваться определенных результатов, по формированию знаний, даже если изначально к этому предмету не было никаких предрасположенностей. Биология вряд ли была интересна всем учащимся экспериментальной группы. Они, исходя из статьи, практически не ходили в школу. Но эмпирические результаты говорят сами за себя.

Отметим, что подобный опыт по формированию знаний учащихся путем их самообразования осуществляется нами в обычной школе по теме «Решение треугольников. Теоремы синусов и косинусов». На пару уроков учащимся выдается задание, которое они должны выполнить. Обращаться к учителю запрещается, в их арсенале лишь учебник и интернет [2,3].

По окончании эксперимента нами проводится контроль выполненного задания группой и срез знаний каждого учащегося в отдельности, о чем ученики заранее предупреждены. Оценивание работы происходит по двум критериям: верное выполнение задания в группе и индивидуальная работа. К тому же, индивидуальная оценка учащегося влияет на оценку работы группы. То есть, ученики не только узнают новый материал, но и объясняют его своим одноклассникам, успевающим по данному предмету чуть хуже.

Естественно, для подобного эксперимента учителю необходимо провести грандиозную подготовительную работу. Он должен предоставить систему задач, самостоятельно найти требуемый теоретический материал, подобрать задания к срезу знаний и распределить учащихся соответствующим образом. Помимо вышеуказанных работ, важно провести с классом рефлексию после выполнения задания и проанализировать полученный материал по срезам сформированных  новых знаний и групповой работе учащихся.  В любом случае – данный опыт для учеников является чем-то интересным и запоминающимся, своегорода вызовом: «А сможете ли вы?». Ну и, безусловно, самостоятельно добытые знания запоминаются гораздо лучше и на более продолжительный срок. Помимо этого у учащихся, как подтверждает наш опыт, развиваются коммуникативные навыки, а также повышается интерес к предмету.

Список литературы: 

1. Sugata Mitra and Ritu Dangwal «Limits to self-organising systems of learning — the Kalikuppam experiment». British Journal of Educational Technology, Vol_41, No_5, 2010 http://hole-in-the-wall.com/docs/Paper13.pdf
2. Глизбург В.И. Информационные технологии при освоении топологических и дифференциально-геометрических знаний в условиях непрерывного математического образования // Информатика и образование № 2, 2009. – С. 122-124.
3. Зыкова И.Ф. Математическое развитие школьника на интегрированных уроках информатики и математики. // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2013. – N 1. – С.92–96

Код публикации: 

2121

Издание: 

Страница в издании: 

138