Механизмы комплексной оценки учебных достижений, как результата дополнительного образования школьников

к.х.н., доцент, Московский институт открытого образования, Москва
методист химии, ГБОУ ОМЦ ЦОУО ДО, Москва

Малая академия МГУ имени М.В. Ломоносова и детская «Академия естественных наук» Центрального округа Москвы  работают в творческом содружестве уже более пяти лет. В 2012-2013 годах нами совместно была предпринята попытка экспериментальной проверки эффективности использования разработанной специалистами МГУ имени М.В. Ломоносова модели комплексной оценки результатов дополнительного образования школьников. Модель обеспечивала проведение оценки результатов обучения школьников, а также создавала условия для управления качеством образования при осуществлении обратной связи в ходе процессов обучения, воспитания и развития школьников. 

Использование модели позволяло провести диагностику уровня усвоения школьниками предметных и методологических компонентов учебного предмета; успешности формирования общих компетенций школьников. Особое внимание уделялось диагностике динамики развития личностных характеристик школьников: интеллектуальных способностей, сферы мотивации, рефлексивных способностей, установки на творческую деятельность. В ходе эксперимента был апробирован специальный инструментарий, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и представленный в разработанной модели. Такой инструментарий позволял проводить комп­лек­сную оцен­ку учебных дос­ти­жений школьников,  диагностику формирования ком­пе­тен­ций и развития личностных характеристик школьников, проходящих обучение в условиях дополнительного образования.  

Исходная диагностика школьников, приступающих к обучению в условиях дополнительного образования, была нацелена на выявление  уровня готовности учащихся к восприятию нового материала. По результатам исходной диагностики мы определяли уровень первоначальной подготовленности школьника в предметных областях, необходимых для обучения в условиях дополнительного образования; характер его интереса к учебному предмету, мотивационную сферу школьника. 

Оперативная диагностика школьников, уже включенных в образовательный процесс, позволяла определить успешность уяснения ими основных терминов, положений и законов учебного предмета; освоения предметного и методологического компонентов содержания учебного предмета; успешности применения ими предметного и методологического компонентов содержания для решения разного уровня учебных задач.

Результаты проводимой оперативной диагностики давали сведения о правильности выбранного темпа учебного процесса, выступали основой для формирования индивидуального познавательного пути каждого школьника в процессе усвоения учебного предмета. Управляющие действия учителя на данном этапе были нацелены на дополнительную адаптацию учебного материала к пониманию данного контингента школьников или на необходимые  дополнительные пояснения, иногда на более активное использование графической или компьютерной  поддержки, более ярких примеров, иллюстрирующих ученый предмет. 

Функциональное назначение итоговой диагностики заключалось в выявлении успешности усвоения школьниками предметных и методологических компонентов знаний, в оценке уровня усвоения ими умений применять полученные знания и умения для решения разнообразных задач, в диагностике сформированных у школьников компетенций, необходимых для организации деятельности в изучаемой сфере, в диагностике динамики развития личности школьника. Данные итоговой диагностики позволяли подойти к адекватной профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также сделать заключение об эффективности организации учебного процесса и о перспективности его применения в целом.

Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать выводы о необходимости и перспективности продолжения данных разработок с целью внедрения  разработанной модели, как ключевого инструмента системы управления качеством образования, в практику работы учреждений системы среднего образования.

Список литературы: 

1. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969, №1. - с. 24
2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, в 2 т. М.: Педагогика. 1983
3. Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании, М.: Изд. Бином, 2011
4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва, Изд-во Московского университета,1975. стр. 12-52

Код публикации: 

2122

Издание: 

Страница в издании: 

140