Новый ФГОС, утвержденный в начале июня 2013г., предписывает обучающимся изучать 6 обязательных дисциплин, среди которых - предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Это неудивительно, ведь на уроках ОБЖ в полной мере формируется базовый набор учебных компетенций.
Изучать предмет «по старинке», сухим языком, объясняя учебный материал в стенах кабинета, сегодня уже нельзя. Современный учитель должен научить самостоятельности, умениям правильно принимать решения. Сформировать у обучающихся самостоятельность помогает применение практико-ориентированных уроков. Реализуя деятельностный подход, учитель не только может оценить возможности обучающихся, но и сформировать у них общую культуру безопасности.
В рамках деятельностного подхода на уроках ОБЖ возможна следующая организация учебной деятельности:
- создание и решение ситуационных задач;
- уроки – учебные эвакуации;
- уроки с применением учебных образцов и макетов;
- создание роликов социальной рекламы;
- уроки-конференции с приглашением сотрудников МЧС;
- уроки-заседания «Школьной Комиссии по ЧС»
- проведение учебных сборов.
Возможность реализации деятельностного подхода в рамках уроков ОБЖ зависит не только от деятельности учителя, но и от привлечения дополнительных организаций. Поэтому, так важно создать условия для сотрудничества с пожарными частями или ВДПО, службами МЧС, ГИБДД, службой Красный крест.
В ходе реализации деятельностного подхода на уроках ОБЖ решаются следующие задачи:
- формирование интереса к предмету;
- знания обучающихся становятся практико-ориентированными, они не боятся возникновения чрезвычайных ситуаций, умея находить из них выход;
- передача учебного материала становится доступнее.
Таким образом, учитель, подготовленный к преподаванию учебной дисциплины, желающий сформировать у обучающихся общую культуру безопасности будет находить и применять для этого различные современные педагогические технологии, реализуемые в рамках деятельностного подхода.