Выводное знание как компонент умения школьника учиться самостоятельно

учитель физики, ГБОУ СОШ № 1581, Москва

Задача формирования у школьника умения учиться  является одной из приоритетных требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в рамках репродуктивных форм обучения, при которых господствует установка на воспроизведение учеником предметных знаний, творческий потенциал школьника задействован недостаточно.

В наших работах проблему повышения познавательной самостоятельности учащихся мы решали, опираясь на полисубъектную модель учебной деятельности [1]. 

Одним из важных положений модели является утверждение о необходимости усвоения школьником методологического компонента знаний  в качестве ориентира познавательной активности школьника. Реализацию положений модели мы осуществляли на материале раздела механики школьного курса физики.  В ходе обучения школьников были апробированы две психолого-дидактические идеи модели.

Первая выражает необходимость представления содержания раздела на начальном этапе в целостном виде. Это требование реализовано в виде концептуальной схемы раздела [2].  После ее уяснения школьником начинается «отработка» материала раздела в ходе выполнения заданий. Вначале  учебные действия учеников регламентируются учителем. Постепенно, по мере усвоения концептуальной схемы,  доля участия школьника в управлении познавательным процессом возрастает. У школьника формируется целостное, структурированное знание о явлениях и законах механики. На завершающей части школьники практически все ученики овладевают умением «придумывать» задачи на пройденный материал. Разработанные каждым учеником задания вполне могут  быть предложены другим учащимся в качестве дидактического материала раздела.

Вторая идея утверждает необходимость организации самостоятельной поисковой деятельности школьника, как условия поддержки познавательной мотивации школьника в усвоении достаточно абстрактных для школьника понятий.  Эта идея была реализована нами в освоении такого понятия как векторные величины и действия с ними [3]. 

Проверка идеи осуществлялась с контингентом учащихся 7-го класса в форме решения поисковой задачи с занимательным сюжетом. Сюжет предусматривал поиск «клада» на импровизированной карте местности. Маршрут движения школьники прокладывали, руководствуясь инструкциями хранителя клада.  Действия школьников по перемещению по карте, объективно отражали свойства векторов и правила их сложения. Таким образом, в ходе выполнения занимательного задания была усвоена тема, предусмотренная программой изучения лишь в 8-м классе.

С нашей точки зрения освоение на практике полисубъектной модели учебной деятельности будет способствовать решению такой важной задачи образования, как формирования у школьника умения учиться самостоятельно.

Список литературы: 

1. Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании. М., Изд-во «БИНОМ» 2011. 285 с.
2. Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования у школьника умения учиться // Проблемы современного образования № 4, 2013.
3. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Монография. М.: «Акрополь», 2011

Код публикации: 

2127

Издание: 

Страница в издании: 

145