Задача формирования у школьника умения учиться является одной из приоритетных требований Федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в рамках репродуктивных форм обучения, при которых господствует установка на воспроизведение учеником предметных знаний, творческий потенциал школьника задействован недостаточно.
В наших работах проблему повышения познавательной самостоятельности учащихся мы решали, опираясь на полисубъектную модель учебной деятельности [1].
Одним из важных положений модели является утверждение о необходимости усвоения школьником методологического компонента знаний в качестве ориентира познавательной активности школьника. Реализацию положений модели мы осуществляли на материале раздела механики школьного курса физики. В ходе обучения школьников были апробированы две психолого-дидактические идеи модели.
Первая выражает необходимость представления содержания раздела на начальном этапе в целостном виде. Это требование реализовано в виде концептуальной схемы раздела [2]. После ее уяснения школьником начинается «отработка» материала раздела в ходе выполнения заданий. Вначале учебные действия учеников регламентируются учителем. Постепенно, по мере усвоения концептуальной схемы, доля участия школьника в управлении познавательным процессом возрастает. У школьника формируется целостное, структурированное знание о явлениях и законах механики. На завершающей части школьники практически все ученики овладевают умением «придумывать» задачи на пройденный материал. Разработанные каждым учеником задания вполне могут быть предложены другим учащимся в качестве дидактического материала раздела.
Вторая идея утверждает необходимость организации самостоятельной поисковой деятельности школьника, как условия поддержки познавательной мотивации школьника в усвоении достаточно абстрактных для школьника понятий. Эта идея была реализована нами в освоении такого понятия как векторные величины и действия с ними [3].
Проверка идеи осуществлялась с контингентом учащихся 7-го класса в форме решения поисковой задачи с занимательным сюжетом. Сюжет предусматривал поиск «клада» на импровизированной карте местности. Маршрут движения школьники прокладывали, руководствуясь инструкциями хранителя клада. Действия школьников по перемещению по карте, объективно отражали свойства векторов и правила их сложения. Таким образом, в ходе выполнения занимательного задания была усвоена тема, предусмотренная программой изучения лишь в 8-м классе.
С нашей точки зрения освоение на практике полисубъектной модели учебной деятельности будет способствовать решению такой важной задачи образования, как формирования у школьника умения учиться самостоятельно.