Деловая игра как педагогическая технология, развивающая самостоятельность школьников

учитель истории, МАОУ СОШ № 5, г. Железнодорожный, Московская область

 Новое время – новая школа. Любая школа производит для общества человеческие ресурсы необходимого качества. В течение последних десятков лет образование выполняло массовый социальный заказ индустриального общества – воспитать грамотных, дисциплинированных, пунктуальных работников, способных взаимодействовать с техникой. Этот заказ выполняли школы-фабрики. Когда на смену индустриальному обществу пришло информационное, стали востребованными иные человеческие качества – творчество, самостоятельность, мобильность, способность к постоянному развитию и активному взаимодействию. Цель новой школы –формирование творческого и активного человека информационного общества.

О значении самостоятельной учебной деятельности  школьников в педагогической  науке сказано немало, однако на практике проблема  остается актуальной. Остановимся на двух важных аспекта данной проблемы. Во-первых, технологическая сторона обеспечения условий для самостоятельной деятельности предполагает широкое применение учителем интерактивных технологий обучения. Во-вторых, целеполагание самостоятельной деятельности школьника не должно зауживаться до освоения знаний конкретной предметной области, но осознавать учебу как подготовку к самостоятельной жизни.

Одной из эффективных педагогических технологий является деловая игра, пришедшая из реальной жизни, из практики управления производством. Деловая   игра – это  разновидность  игровых  технологий, которую  отличает  продуктивная  совместная  деятельность  всех  участников,  деловое  общение,  интеллектуальная  конкуренция.  Продуктивная  деятельность  предполагает  наличие  конкретного  очевидного  для  участников  результата  их  совместных  усилий.  Результативность    следует  рассматривать    широко  и  включать  в  перечень  возможных  «продуктов»  выработку  документа,  создание  проекта, изменение  отношений  в  коллективе, принятие  управленческого  решения, овладение  определенными  способами  деятельности,  освоение  социальных  ролей  и   процедур, проведение  исследований  и  др.

Результат  игры  достигается  в  процессе  делового  общения.  Деловое  общение  предполагает  обсуждение, дискуссию, отстаивание  своего  мнения, сопровождается  распределением  ролей  в  коллективе.  В  современном  обществе  наблюдается  немалое  количество  проблем  в  сфере  коммуникаций.  Школьные  коммуникации – не  исключение.  В   классе  из  30-40 человек  ребенок  чувствует  себя  неуютно, испытывает  постоянное  стрессовое  состояние, ведущее  к  истощению  нервной  системы.  В  процессе  деловой  игры  дети  работают  в  группах,  как  правило,  по  6-8  человек, что  является  здоровье сберегающим  фактором  и  способствует  высокой  продуктивности.  В  процессе  делового  общения  происходит  распределение  ролей. Во-первых, выделяются  рабочие  группы  и  группа  экспертов. Отдельная  роль  вне  групп – хранитель  времени  (он  следит  за  регламентом). Время  в  игре  - очень   важный  ресурс, поэтому  чтобы  не  заиграться,   лучше  назначать  по  очереди  одного  из  участников  на  эту  должность. Во-вторых, часто  каждая  рабочая  группа  получает  свое  задание  в  зависимости  от  общей  групповой    роли  (например, предприниматели, экологи, политики  в  играх  проектного  типа). Это  может  быть  разделение  по  определенным  взглядам  на  существующую  проблему  (сторонники, противники, сомневающиеся)  или  по  научным, политическим  взглядам  (например, социалисты, монархисты, либералы  в  играх  исторического  характера)  и  т. п.  В-третьих, распределение  ролей  и  функций  присутствует  внутри  групп. Здесь  могут  быть  роли  по  участию  в  создании  проекта  (руководство, поиск  информации,  расчеты, оформление,  презентация  проекта), конкретные  роли  по  сценарию  (например, президент, премьер-министр, спикеры  для  представления  взаимоотношения  властей  в  игре  по  обществознанию). Роли  педагога: организатор, ведущий, консультант, эксперт, член  рабочей  группы. 

Важный  аспект  деловой  игры  -  интеллектуальная  конкуренция. Однако  состязательность  здесь  принципиально  отличается  от  игр  типа  викторины. В   деловой  игре   востребованы  не  только  и  не  столько  память  и  быстрота  реакции,  сколько  гибкость мышления, логические,  творческие,  коммуникативные способности. Это  продиктовано  самим  характером  заданий, предполагающих  продуктивную  и  творческую деятельность,  проведение  исследований, проектирование.  В  этом  случае  велика  вероятность  успеха  у  любой  команды, независимо  от   академической   успеваемости  участников. Более  того, нередко  команды  отличников  справляются  с  работой  хуже  других  из-за  возникших  разногласий, неумения  договориться. Это  заставляет  задуматься  о  том, что  знания  сами  по  себе  не  так  важны, как  умение  их  применить  для  общего  дела.  

Деловая  игра, приближая  учебную  обстановку  к  жизненной, развивает  в  человеке  те  качества, которые  востребованы  в  реальной  социальной  практике:  умение  работать  в  команде, сотрудничать, согласовывать  свои  личные  интересы  с  коллективными.  Внедрение деловых игр в обучение – важный фактор повышения качества образования и подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни в информационном обществе.

Список литературы: 

1. Родина Н.Е. Деловая игра как технология формирования социальных компетентностей учащихся. / Материалы научно-практической конференции «Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО <...> М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012.

Код публикации: 

2130

Издание: 

Страница в издании: 

150