О чём пишут в сочинениях подростки (врачевание душ людских литературой)

преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 735

Мне часто приходится читать и  анализировать детское творчество. Наблюдать, как современные подростки выбирают темы для школьных сочинений, как воспринимают произведения литературы, сам язык. Задавалась вопросом, что волнует их души? Мир хрупок. Слово, как воробей, вылетит - не поймаешь. Обучающие часто испытывают стресс. Искала его причины, анализировала. Частотность выбранных тем  ребятами приходится на творчество писателя А.П. Чехова. Задумалась. Почему? Что есть у Антона Павловича  то, что может притягивать школьников? Почему его творчество и язык так понятен и близок школьникам? Какую радость приносят произведения писателя? Как они  врачуют душу?

Потребность в независимости подросток чувствует с раннего возраста. Потребность самовыражения, внутренней свободы, чувство собственного достоинства всегда рядом с ним. Ему хочется обличать всё, что унижает, всё, что есть неправда. Он внутренне бунтует. С подростком надо говорить языком правды, не лукавить. Пожалуй, эти мотивы он находит в творчестве А.П. Чехова. Давайте вспомним о детстве  писателя. А было ли оно у него? Да, отец дал Чехову А.П. образование, как и другим сыновьям, нанял учителей музыки, иностранных языков, но при этом заставлял много времени проводить за прилавком, до полуночи. Возражать в доме не приходилось, так как применялась порка. Рождённая в детстве внутренняя свобода, достоинство во взаимоотношениях с людьми обозначались на протяжении всей жизни человека, писателя, врача. А.П. Чехов умел говорить языком жизни. Он обличал всё, что унижает. Его дар в небольшом рассказе вместить события целого романа. Язык и стиль настолько многослоен и выразителен, точен и лапидарен, что  завораживает души ребят. По нескольким репликам, незначительным деталям можно представить жизнь и судьбу персонажа. Почти все его рассказы готовые пьесы для театра. Чеховская сатира обращена против угодничества и паразитизма, лжи и невежества, чванства и пошлости. Многие персонажи чеховских произведений стали нарицательными. Подросток может их видеть не только на улице, но совсем рядом, в школе. Ведь школа – это государство в государстве. Калейдоскоп характеров рядом, а значит – это знакомо, ближе, значит, Чехов А.П.сегодня тоже рядом. Он актуален. Мы его понимаем и принимаем, так как гениально писал обо всех слоях русского общества. 

Современная жизнь.  Урбанизация. Бешеная гонка за успехом, удачей, счастьем, красотой. Дестабилизация культуры. И нет времени остановиться и подумать о смысле жизни, о счастье, какое оно? Каким должен быть человек?  Место культуры в жизни общества? Кризис… кризис душ людских – стресс. 

На все вопросы  тонкого бытия есть в литературе ответ. От первых летописей (гл.«Домострой») до современных произведений. Только читай! Чтение разъяснит многие тайны, даст совет и сделает тебя устойчивым к стрессу. Жизнь дается один  раз и хочется прожить ее осмысленно, красиво. Просто, по-чеховски, делать каждому человеку на своем месте маленькие хорошие дела, верить в добро. Главный контролер в этом – твоя совесть. Это и есть прекрасное в человеке. Это то, что озаряет, пусть на мгновение, жизнь, что дает импульс света и что даже не присутствует в этом мире, незримо разливается в его пределах. Красота у Чехова – идея высшей гармонии, суть божественно-человеческого бытия. Основа нашей литературы – духовность. Сегодня она по глубине философской мысли на первом месте в мире (признание нобелевских экспертов - М. Казиник. Ода Г.Державина «Бог»).

Река времен забвения  топит и уносит что-то незначительное, а история жива и дышит литературой. Великая русская классика – это летопись державы, спасение души, если хотите -врачевание души. Все времена связанны друг с другом. Наша жизнь это отклик  ушедшего времени. В обращениях к нам героев книжных страниц  скрыт мировой смысл.

Чаще заглядывайте в томики классиков! И, может быть, среди людского моря вы сегодня найдёте своего Чехова, которого отличает тонкость и интеллигентность,  чёткость и краткость, лапидарность и мысль. Мысль такова: добро, которое ты делаешь, уже завтра будет забыто. Делай добро, несмотря на это. Порядочность и открытость поставят тебя под удары. Несмотря на это,  будь порядочным и открытым. Поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и с всеобщими законами. Разве это не сегодняшний день?! Разве эти мысли не прекрасны?! Прекрасное – в человеке. Это и глубокая культура, и разносторонность интересов, и развитость духовных потребностей, и стремление к хорошему.

В литературе кладезь целых поколений, где сфокусированы основы культуры, традиции добра и справедливости. А в канонах русского языка прописаны верные идеалы. Как тысячу лет назад наши предки мыслили, думали, каким видели мир, чувствовали его, - всё так  и сохранилось. Язык есть чувства! Спорят ребята о смысле жизни, переживают за судьбу России, грезят, какими быть и как жить. Невольно вспоминаешь Баратынского: «Болящий дух врачует песнопение, гармонии таинственная власть…»

Код публикации: 

2131

Издание: 

Страница в издании: 

151