Развитие познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам в школе гуманитарного профиля

учитель химии и естествознания, ГБОУ СОШ № 1262, Москва
учитель химии и биологии, ГБОУ СОШ № 1262, Москва

Наша школа имеет лингвистическую специализацию, что не сужает возможность выбора будущей профессии, но значительно расширяет горизонты. Учащиеся, хорошо владея английским языком, имеют возможность познакомиться с научными трудами иностранных ученых и оценить приоритетность естественнонаучных дисциплин на современном этапе развития общества в целом.

Наша задача как педагогов зародить интерес к естественнонаучным дисциплинам и поддерживать его на каждой ступени обучения. Мы начинаем говорить с детьми о проблемах окружающего мира уже в начальной школе. Выходя за рамки предмета «Окружающий мир» и «Природоведение», мы знакомим детей с основами естественных наук. С нашей точки зрения очень важно, не пропустить этот удивительный возраст, когда вопросов «Почему?» так много у каждого ребенка. Ведь именно детские впечатления остаются самыми яркими и сохраняются в памяти человека на всю жизнь. Но сложно развить и сохранить интерес к естественным наукам, ограничившись  лишь преподаванием отдельных дисциплин. А при сокращении часов, отведенных на изучение химии, физики и биологии, в школах гуманитарного профиля, это становится не только сложным, но и под час невозможным.

Все это требует выдвижения новых целей обучения, постановки конкретных задач, направленных на формирование экоцентрического сознания. Одним из направлений решения этих проблем могут стать интерактивные формы обучения. Такая форма обучения обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности, определяется не только личностными мотивами, но и имеет общественную значимость, развивает творческий потенциал каждого ребенка.

С учетом специфики школы № 1262, обусловленной гуманитарным профильным направлением школы, нацеленным на углубленное изучение иностранных языков, мы активно используем данные формы обучения, которые способствуют развитию познавательного интереса к предметам естественного цикла. В качестве примера представлено одно из мероприятий.

Интерактивное занятие для начальной школы.

«Чудесные превращения»

Занятие проводится в кабинете химии.

Цели занятия:

  • знакомство с новой наукой химией и развитие интереса к ней;
  • активизация познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности;
  • развитие навыков логического и абстрактного мышления,
  • развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
  • воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.

Ход занятия:

Вступительный рассказ о науке химии, в ходе которого актуализируются знания детей, используется их личный опыт и наблюдения. В ходе беседы учащиеся самостоятельно дают определение науки химии, как науки о веществах и их превращениях.

В основной части занятия выявляются основные признаки химических реакций (химических превращений). Проводятся эксперименты с изменением цвета. Опыты проводят дети  под руководством педагога. В ходе работы юные исследователи узнают названия химического оборудования, знакомятся с физическими свойствами веществ. Выделяют один из  признаков химической реакции – изменение цвета.

Далее проводятся опыты: горение спирта, разложение бихромата аммония, взрыв водорода, что дает возможность учащимся сделать вывод о выделении энергии как признаке химической реакции. Выделение газа демонстрируется на разложении концентрированного раствора пероксида водорода. Для усиления зрительного эффекта пероксид водорода вливается в смесь концентрированного раствора перманганата калия с моющим средством.

Все занятие проводится в форме игры-загадки. Дети отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, находят ответы и делают первые научные открытия.

Интерактивная игра «Чудесные превращения» становится первым мостиком, соединяющим сказку, игру и науку. Для сохранения появившегося интереса к химии в нашей школе проводится ряд мероприятий в рамках дополнительного образования для учеников средней ступени, не приступивших к изучению химии.

Может именно благодаря этому в нашей традиционно гуманитарной школе многие выпускники решают связать свою дальнейшую деятельность с предметами естественного цикла. Среди наших выпускников последних двух лет – студенты МГУ им. М. В. Ломоносова, биологический ф-т, ф-т фундаментальной медицины, медицинских вузов, Университета нефти и газа им. Губкина,  Университета стали и сплавов, пищевого университета. Выбор будущей профессии каждого из них так или иначе связан с сохранением и развитием прочной естественнонаучной базы.

Список литературы: 

1. Жильцова О.А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. Монография. М.: «Акрополь», 2011
2. Шакирова Т.С., Середова Г.И. / Особенности организации пропедевтического курса естествознания в условиях дополнительного образования школьников // Сб. Практические методики в области основного и дополнительного образования. Москва: МГУ ИППК, 2012. стр

Код публикации: 

2133

Издание: 

Страница в издании: 

154