Работа с ментальной картой на уроках истории

учитель истории, ГБОУ лицей № 507

Современная система образования за последние время претерпела значительные изменения. Школы, способные сегодня  удовлетворить социальный заказ, должны формировать  личность, в которой заинтересовано общество на конкретном этапе своего развития, в первую очередь готовить к самостоятельному решению различных жизненных проблем, формируя определенные личностные качества, развивая познавательные потребности и возможности, обеспечивая подготовку к будущей трудовой деятельности.

Поэтому научить ребенка учиться – основополагающая задача, которая стоит сегодня перед современной школой. А учитель просто обязан «вооружить» своего ученика универсальными инструментами, которые помогу преодолеть этот непростой путь учения.

История, один из тех предметов, который пользуется большой популярностью у выпускников школ для сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Обратившись к спецификации КИМов  можно увидеть, что на выходе из школы ученик, для успешной сдачи экзамена, должен обладать такими умениями, как сравнивать и определять последовательность событий, группировать исторические явления, извлекать информацию из источника, анализировать исторические версии и оценки и т.д.

Вот уже несколько лет я работаю над целенаправленным развитием интеллектуальных операций у школьников на уроках истории. Сформированность интеллектуальных операций позволяет говорить об умении ученика учиться и самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

В качестве примера приведу выдержки из занятия по созданию ментальной карты (повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре I»,

7 класс). Цель - обобщить и закрепить знания учащихся по истории петровских преобразований.

Mindmapping (ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ (наглядность, опора только на ассоциации автора, легкость при раскодировании автором свернутого материала, экономия времени и т.д.) перед обычными способами записи.

Составление: вместо линейной записи используется радиальная (это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано внимание, помещается в центре листа); записывать не всё подряд, а только ключевые слова (в качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова); ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы; связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

Подобная работа позволяет не только повторить весь пройденный материал, но и активизироваться всем каналам восприятия информации (аудиальные, визуальные, кинестетические), формируя при этом нужные учащимся интеллектуальные операции (сравнение, анализ, мышление по аналогии, различение, абстрагирование, достраивание материала и т.д.)

Для формирования интеллектуальных операций у учащихся, учителю необходимо выходить за грани стандартного школьного урока. Подобная творческая работа не только активизирует все мыслительные способности учащегося, но и позволяет одинаково эффективно работать визуалам, аудиалам и кинестетикам. А все полученные навыки он с легкостью сможет переносить на другие учебные предметы.

Приложение 1. Ментальная карта «Россия при Петре I»

Код публикации: 

2134

Издание: 

Страница в издании: 

156