Задача школы - научить школьника учиться самостоятельно

к. п. н., учитель истории, ГБОУ ЦО № 1481

Проблема изучения самостоятельной деятельности учащегося и средств ее организации в образовательном процессе в целом и в структуре урока, в частности, имеет богатую историю, свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы. В результате анализа исследований проблемы самостоятельности можно выделить следующие группы:

- представители античной философии, а, в частности,  пифагорейской школы, которые видели самостоятельность в процессе познания, отрицая её как черту личности;

- великие педагоги эпохи Нового времени видели самостоятельность как средство развивающего обучения, однако её развитие связывалось с принципом наглядности (Я.Коменский), как основа свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо), как проявление духовности (Г.Песталлоцци), как принцип и цели обучения (А.Дистерверг);

- в русской педагогике самостоятельности уделял внимание К.Д. Ушинский, так целью обучения по К.Д. Ушинскому является не само знание, а способность получать знание самостоятельно;

- в советской науке разработка вопроса о самостоятельности шла в двух направлениях: а) определение видов и содержания самостоятельной работы, б) изучение особенностей познавательной деятельности учащихся в процессе их выполнения.

Современные исследователи пришли к выводу о том, что ведущую роль в формировании познавательной самостоятельности учащихся играет самостоятельная работа. Анализируя педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что в педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа учащихся», ученые также разошлись во мнениях относительно дидактической функции самостоятельной работы, нет единообразия и в трактовке типов (видов) самостоятельных работ.

На наш взгляд самостоятельная работа учащихся, прежде всего, управляемый учителем учебный процесс, который служит главным образом, целям обучения (усвоение, закрепление, совершенствование знаний) и приобретение соответствующих умений и навыков.

Основными видами самостоятельной работы учащихся можно назвать работу учащихся на уроке, при подготовке домашнего задания, учебно-исследовательскую работу одаренных детей.

Самостоятельную работу учащихся  невозможно представить без работы с печатными источниками. К ней можно отнести такие приемы как записывание, составление плана и тезисов, конспектирование, цитирование, рецензирование, реферирование и систематизацию и др., которые можно использовать как на уроках, так во внеурочной работе.

          Особое внимание хотелось бы остановить на таком методе обучения как дистанционное.  Так профессор Андреев А.А. дает такое определение дистанционному обучению. Дистанцио́нное обучение — целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающихся с преподавателем со средствами информационных технологий и коммуникативных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся».

Как метод обучения он не является чем-то новым, но традиционные формы дистанционного обучения теряют свою популярность, в то время как открываются возможности компьютеров и телекоммуникаций для дистанционного обучения. Применение этих технологий развивается в трех направлениях: а) учебные материалы, которые представлены в виде электронных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров, структуированные ссылки на интернет - ресурсы б) средства передачи материалов - Интернет, телевидение, телеприсутствие,  мобильные ИКТ, такие как смартфоны и т.п., в) средства взаимодействия преподавателя и обучающихся к ним можно отнести следующие – рассылка смс, форум e-mail, тестирование, чаты, сервисы интернета веб 2.0, skype, виртуальные сервисы, облачные технологии.

Таким образом, задачи современной школы научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Список литературы: 

1. Андреев А.А. Основы интернет-обучения. М.:МГППУ Эл. Издание на СД, 14 Мгб, 2006
2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997
3. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. М.: ЛОГОС, 2003
4. Наумченко И.Л. Самообразование будущего учителя. Саранск, 1974
5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. М., 1972
6. Толкачев Н.Т. Самообразование и метода работы с книгой. Минск, 1961
7. Фролова Е.В. Подготовка студентов туристского ВУЗа к самостоятельной работе в процессе профессионального образования. Сходня, 2001

Код публикации: 

2135

Издание: 

Страница в издании: 

157