Как научить школьника учиться самостоятельно на уроках биологии

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», Москва

На современном этапе развития общества в системе образования России осуществляется переход на новые образовательные стандарты. Известно, что  в Федеральном государственном стандарте для основной школы большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Учеными (П. И. Боровицкий, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, И.Д. Зверев, Г.М. Муртазин, В.В. Пасечник, П.И. Пидкасистый, Н.А. Рыков, В.А. Тетюрев, В.Н. Федорова, Т.И. Шамова, и другие) установлено, что самостоятельные работы оказывают положительное влияние на усвоение знаний учащихся. Но в массовой школьной практике самостоятельной работе уделяется малое количество времени на уроке биологии, и большую часть времени ученики учатся работать самостоятельно выполняя домашнее задание, проектные работы и т. д.

На уроках биологии самостоятельная работа может проводиться при любом методе обучения: урок, экскурсия, лабораторные, практические занятия, домашнее задание, внеурочное занятие. Важно отметить и то, что самостоятельные работы возможны на всех этапах урока: опрос, усвоение нового материала, закрепление, применение в измененных ситуациях.

В педагогической литературе до недавнего времени недооценивалась роль учителя при выполнении учащимися самостоятельных работ. Однако само определение самостоятельная работа подразумевает, что это форма индивидуального учебного познания учащихся и средство организации и управления учителем их познаватель­ной деятельностью, которая направлена на решение определенной учебной задачи в соответствии с поставленной целью. Она сознательно проводится учащимися в специально отведенное для этого время по заданию и под руко­водством учителя с обязательной фиксацией результатов в той или иной форме[2].Таким образом, исходя из определения, возникает вопрос. Как научить ученика учиться самостоятельно на уроке? Ведь только глубоко разобрав и осмыслив этот вопрос можно найти рациональное решение проблемы.

Решение проблемы видится не в простом увеличении числа самостоятельных работ, а в создании системы самостоятельных работ на уроках биологии.  Центральное место в которой будут занимать различные самостоятельные работы в сочетании с другими видами познавательной деятельностью учащихся. Функция учителя в данном случае будет сводиться больше к организационной роли, информационная смещается на второй план.

Исследователями установлено, что организация самостоятельных работ с целью получения новых зна­ний требует от учащихся активной мыслительной деятельности и форми­рования умений приобретать эти знания из различных источников [1],[2]. Тем не менее, беседы с учителями свидетельствуют, что основное место в школьной практике занимают самостоятельные работы по образцу (воспроизводящего типа), мало способствующие развитию мышления.

Практика работы в школе по­казала, что в систему должны быть включены работы, специально на­правленные на овладение учащимися приемами самостоятельной работы и умственных действий. Организация самостоятельных работ с целью получения новых зна­ний требует от учащихся активной мыслительной деятельности и форми­рования умений приобретать эти знания из различных источников. Следовательно, целесообразно обучить учащихся, используя сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, на уроках используя традиционные средства обучения и современные ИКТ.  

Следует отметить, что организуя систему в основе, которой лежат самостоятельные работы учащихся, важно мотивировать школьников, развивать самостоятельную познавательную деятельность и обучить приемам самостоятельной работы, учитывать содержание учебного материала и  дидактические цели.

Одним из важных приемов обучения самостоятельно работать на уроке по образцу являются методические предписания учителя, например памятка для учащихся как правильно изучить самостоятельно параграф учебника. Более усложненным вариантом обучения школьников на уроках биологии является инструктивная карточка включающая задания воспроизводящей и творческой деятельности. На начальном этапе работы ученикам следует объяснить правило работы по памятке или инструкции, та как от этого зависят результаты их работы. Важным приемом для самостоятельной работы школьников является навык работы с текстом, диаграммой, таблицей, рисунком, а так же поиск и извлечение необходимой информации. Важно отметить, что главная функция при обучении самостоятельной работе отводится учителю, так как он является организатором процесса обучения.

Список литературы: 

1. Брыкин Ю.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» (6 класс). дис. канд. пед. наук. М., 2004. 156 с.
2. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук. М., 1994. 269с.

Код публикации: 

2136

Издание: 

Страница в издании: 

159