Деятельностный подход в обучении физике

учитель физики, МОУ СОШ №1, Фрязино, Московская обл.

Все российские школы перешли на стандарты второго поколения, которые декларируют компетентностный и системно-деятельностный подходы, предусматривающие обеспечение активной учебно-познавательной деятельности  обучающихся. Новые образовательные стандарты также предусматривают прогнозирование и фиксирование результатов обучения.  Но учителя-практики предметов естественно-научного  направлений понимают, насколько  трудно выполнимо то, что заложено стандартами в классах основного и старшего звена. Причина известна всем: уменьшение количества часов в неделю на предметы указанного цикла, переход к концентрической системе построения курса физики привел к изменениям в логике и структуре изучения в основной и старшей школе.

Как быть? Как, следуя семи дидактическим принципам, выпустить из школы человека с достойным багажом научных знаний, позволяющих ориентироваться ему в окружающем мире, готового к дальнейшему самоопределению?  Выход их сложившейся ситуации я нашла такой:  по одному часу было выделено за счет муниципального и регионального компонентов для урока физики, который вошел в сетку часов расписания, и элективного курса по физике, проводимого  после уроков во второй половине учебного дня.  Результат упорного труда увенчался для моих выпускников основной школы - 9-тиклассников, и меня, учителя работающего в общеобразовательных классах, успехом. Средний балл 13-ти учеников 9-го класса, сдававших физику по выбору в форме ГИА, составил 4,15 балла, а ученики 9-го физико-математического класса получили за этот же экзамен средний балл 4,34 балла. 

Кроме того, на уроках и занятиях элективного курса использовала решение типовых профессиональных задач, возникающих при подготовке к каждому занятию: формулирование целей, разработка структуры урока и содержания каждого его этапа. Изменила технологию своей деятельности, которая отличается от традиционной тем, что использовала в качестве «рабочего инструмента» четкие, логически обоснованные положения философии о человеческой деятельности. Технология исходит из того, что учащиеся должны выполнить те же виды деятельности, которые выполняют взрослые и на производстве, и дома, причем, любая деятельность осуществляется не по указке свыше, а по своей собственной потребности.

Кратко опишу элементы этой технологии. «Механизм» планирования уроков, на которых главным действующим лицом является ученик,  обнаруживается при условии, что деятельность учителя уподобляется любой другой профессиональной деятельности. В этом смысле она может быть  проанализирована на основе философской категории «человеческая деятельность».        

1. Структурные элементы человеческой деятельности:

Цель, в которой указывается образец того физического объекта, который должен быть создан в процессе деятельности;

Объект, или предмет деятельности – природные или созданные в процессе предыдущей деятельности объекты, на которые направлена активность субъекта деятельности;

Орудия (средства) деятельности – те материальные или идеальные предметы, которыми пользуется субъект для воздействия  на объект деятельности;

Материальные условия деятельности – та обстановка, в которой эта деятельность выполняется;

Конечный продукт  (результат) деятельности – тот реальный объект, который получился вследствие воздействия на объект деятельности   

2. Отличительный признак человеческой деятельности заключается в том, что в конце труда получается результат, который идеально существовал в представлении человека (поставлена цель – решить конкретную физическую задачу – задача решена; задана цель вычислить сопротивление резистора – сопротивление вычислено и т.д.). И так, деятельность всегда начинается с формулирования цели, указывающей, какой конечный продукт и с какими свойствами должен быть задан.

3. Цель только тогда побуждает человека к деятельности, когда она порождается его потребностью. Цель, сформулированная по потребности – сознательная цель.

4. Сознательная цель, как закон, определяет способ и характер деятельности человека по ее достижению.

5. Деятельность человека по достижению сознательной цели осуществляется в три этапа:

  • на ориентировочном этапе человек разрабатывает программу объекта деятельности в конечный продукт с заданными свойствами. Этому я обучаю учеников на занятиях элективного курса. Причем, для этого использую ситуации из реальной жизни, не обязательно связанные с физическими явлениями и процессами;
  • на втором – исполнительном этапе ученик, действуя с материальными объектами и средствами, в соответствии с разработанной программой , создает конечный продукт;
  • на третьем – контрольном этапе обучающийся используя созданный конечный продукт в соответствии с заложенными в него свойствами, устанавливает, действительно ли он удовлетворяет ту потребность, ради которой он был создан.

 Практическое использование  описанных выше элементов технологии показало, повышается эффективность учебного процесса, появляется у большинства учащихся интерес к учебе, к урокам, а мечта о педагогическом сотрудничестве учителей и учащихся превращается в реальность. Готовясь к каждому занятию, всегда помню основное свойство предмета труда учителя, которое считаю важным методическим законом: человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ, т.е. изменить себя сам, через собственную деятельность.  Все знания, умения и качества личности человек приобретает только через свою собственную деятельность.

Список литературы: 

1. Анофрикова С.В., «Азбука учительской деятельности», Часть 1, 2, 3. Разработка уроков. Москва, 2001.
1. Шпилевская Т.И., «Разработка фрагмента урока-практикума для получения учащихся», усвоивших понятия «Равноускоренное движение», «Ускорение». Педагогический университет «Первое сентября», 2013.

Код публикации: 

2137

Издание: 

Страница в издании: 

161