Все российские школы перешли на стандарты второго поколения, которые декларируют компетентностный и системно-деятельностный подходы, предусматривающие обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Новые образовательные стандарты также предусматривают прогнозирование и фиксирование результатов обучения. Но учителя-практики предметов естественно-научного направлений понимают, насколько трудно выполнимо то, что заложено стандартами в классах основного и старшего звена. Причина известна всем: уменьшение количества часов в неделю на предметы указанного цикла, переход к концентрической системе построения курса физики привел к изменениям в логике и структуре изучения в основной и старшей школе.
Как быть? Как, следуя семи дидактическим принципам, выпустить из школы человека с достойным багажом научных знаний, позволяющих ориентироваться ему в окружающем мире, готового к дальнейшему самоопределению? Выход их сложившейся ситуации я нашла такой: по одному часу было выделено за счет муниципального и регионального компонентов для урока физики, который вошел в сетку часов расписания, и элективного курса по физике, проводимого после уроков во второй половине учебного дня. Результат упорного труда увенчался для моих выпускников основной школы - 9-тиклассников, и меня, учителя работающего в общеобразовательных классах, успехом. Средний балл 13-ти учеников 9-го класса, сдававших физику по выбору в форме ГИА, составил 4,15 балла, а ученики 9-го физико-математического класса получили за этот же экзамен средний балл 4,34 балла.
Кроме того, на уроках и занятиях элективного курса использовала решение типовых профессиональных задач, возникающих при подготовке к каждому занятию: формулирование целей, разработка структуры урока и содержания каждого его этапа. Изменила технологию своей деятельности, которая отличается от традиционной тем, что использовала в качестве «рабочего инструмента» четкие, логически обоснованные положения философии о человеческой деятельности. Технология исходит из того, что учащиеся должны выполнить те же виды деятельности, которые выполняют взрослые и на производстве, и дома, причем, любая деятельность осуществляется не по указке свыше, а по своей собственной потребности.
Кратко опишу элементы этой технологии. «Механизм» планирования уроков, на которых главным действующим лицом является ученик, обнаруживается при условии, что деятельность учителя уподобляется любой другой профессиональной деятельности. В этом смысле она может быть проанализирована на основе философской категории «человеческая деятельность».
1. Структурные элементы человеческой деятельности:
Цель, в которой указывается образец того физического объекта, который должен быть создан в процессе деятельности;
Объект, или предмет деятельности – природные или созданные в процессе предыдущей деятельности объекты, на которые направлена активность субъекта деятельности;
Орудия (средства) деятельности – те материальные или идеальные предметы, которыми пользуется субъект для воздействия на объект деятельности;
Материальные условия деятельности – та обстановка, в которой эта деятельность выполняется;
Конечный продукт (результат) деятельности – тот реальный объект, который получился вследствие воздействия на объект деятельности
2. Отличительный признак человеческой деятельности заключается в том, что в конце труда получается результат, который идеально существовал в представлении человека (поставлена цель – решить конкретную физическую задачу – задача решена; задана цель вычислить сопротивление резистора – сопротивление вычислено и т.д.). И так, деятельность всегда начинается с формулирования цели, указывающей, какой конечный продукт и с какими свойствами должен быть задан.
3. Цель только тогда побуждает человека к деятельности, когда она порождается его потребностью. Цель, сформулированная по потребности – сознательная цель.
4. Сознательная цель, как закон, определяет способ и характер деятельности человека по ее достижению.
5. Деятельность человека по достижению сознательной цели осуществляется в три этапа:
- на ориентировочном этапе человек разрабатывает программу объекта деятельности в конечный продукт с заданными свойствами. Этому я обучаю учеников на занятиях элективного курса. Причем, для этого использую ситуации из реальной жизни, не обязательно связанные с физическими явлениями и процессами;
- на втором – исполнительном этапе ученик, действуя с материальными объектами и средствами, в соответствии с разработанной программой , создает конечный продукт;
- на третьем – контрольном этапе обучающийся используя созданный конечный продукт в соответствии с заложенными в него свойствами, устанавливает, действительно ли он удовлетворяет ту потребность, ради которой он был создан.
Практическое использование описанных выше элементов технологии показало, повышается эффективность учебного процесса, появляется у большинства учащихся интерес к учебе, к урокам, а мечта о педагогическом сотрудничестве учителей и учащихся превращается в реальность. Готовясь к каждому занятию, всегда помню основное свойство предмета труда учителя, которое считаю важным методическим законом: человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ, т.е. изменить себя сам, через собственную деятельность. Все знания, умения и качества личности человек приобретает только через свою собственную деятельность.