Развитие экологически ориентированного мировоззрения у учащихся младшей и средней ступени в школе гуманитарного профиля

учитель биологии, ГБОУ СОШ № 1262

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Экологическое образование позволяет людям понять, что мир, в котором они живут, значительно сложнее их поверхностного восприятия, что очевидные для них суждения совсем не безусловны. Экологические знания позволяют сделать намного безопаснее и здоровее жизнь, не только собственную, но и своих близких.

В программе средней школы экологическое образование осуществляется комплексно — через различные дисциплины. Соответствующие разделы  включены в программы курсов: окружающий мир, природоведение, биология, география, химия, экология, безопасность жизнедеятельности и др. Положительный эффект экологическое образование имеет при условии дополнения теоретического обучения практическими занятиями с целью привития навыков повседневного самоконтроля и умеренного использования природных ресурсов, электроэнергии, сельскохозяйственных и промышленных продуктов.

Основной задачей школы является формирование целостного экологического мировоззрения. Мы стараемся объяснить учащимся, что природа является ценностью не только как источник материальных и духовных благ, но и как основное условие существования человека и общества в целом. Поэтому сейчас каждому из нас важнее всего осознать опасность, которая может привести человека к экологической катастрофе. Важно научить человека правильно определить свое место в сложной системе  «природа-общество», уметь оценить свою деятельность, сформировать сознательное отношение к природе и выработать внутренне побуждение активно содействовать ее охране. 

Значительная роль в просвещении принадлежит начальной ступени образования, поскольку она охватывает все подрастающее поколение. Изучение наук о природе обеспечивает более полное восприятие картины мира. Познаются законы природы, формируются знания о структуре Вселенной, раскрывается роль человека в природе и расширяются при этом представления о факторах среды.

Экологическое образование в нашей школе организовано по нескольким направлениям, прежде всего следует выделить системно-деятельный подход к учебному процессу. Наша задача сформировать у учащихся целостную картину мира через системно-аналитическую деятельность каждого. Основой должна стать ориентированная деятельность учащихся, эта система условий,  которой руководствуется человек при выполнении любого вида работ. По способу получения знаний ориентированная основа деятельности может быть различна. Знания можно получать в готовом виде, а также самостоятельно, но обязательно под руководством учителя. Методом исследовательской деятельности может стать системный анализ. 

В научно-исследовательской работе, в основном, принимают участие учащиеся старших классов. Но коль скоро мы рассматриваем школу, как единый дом, то, разумеется, работу нужно начинать с момента прихода ребенка в школу. И здесь нельзя не отметить необходимость последовательного и непрерывного экологического образования. В нашей школе уже с 4-го класса соответствующие дисциплины ведутся учителями-специалистами, знакомящими детей с основами экспериментальной работы. Такие формы работы позволяют поддерживать интерес учащихся, развивать любознательность, а также осознавать свою значимость и активно участвовать в образовательном процессе и осуществлять межпредметные связи. 

Одной из проблем в современном биологическом образовании является разрыв между теоретическими знаниями, полученными на уроках и применении их в повседневной жизни, со слабой изученностью природы своего города, района. Недостаток конкретных знаний об окружающем животном и растительном мире, и большой поток в средствах массовой информации о природе экзотических стран, приводит к тому, что ученикам проще привести примеры разнообразных связей в природных сообществах Африки или Южной Америки, чем в экосистемах Москвы.

В школах гуманитарного профиля, где особое место отводится изучению иностранных языков, словесности и истории, экологическое воспитание, как и науки естественного цикла нередко отодвигается на задний план. Для  преодоления этого разрыва в нашей школе с углубленным изучением дисциплин гуманитарного профиля  все учащиеся, начиная с четвертого класса, выезжают на обязательную практику в полевой экологический центр «Экосистема». 

В экологическом центре наши ученики в условиях дикой природы  имеют  возможность познакомиться с окружающими растениями и животными, изучать водоемы, почвы, рельеф, минералы и горные породы, всё "пощупать", "поизучать" и, в конечном счете, - почувствовать Природу. Чем же они занимаются?

Полевая экология, гидробиология, ландшафтоведение - для наших детей это не просто слова, а удивительный мир сложнейших взаимосвязей в природе. Возможность стать исследователем нового необыкновенного мира (а для городских детей это действительно terra inсognita) позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость, научиться работать в команде и стать ближе к природе. Понятно, что объединить учащихся может только общее дело. Маленький человек чувствует себя уверенно, если он знает всех окружающих и они знакомы с ним.

Код публикации: 

2138

Издание: 

Страница в издании: 

163