Формирование субъектной позиции учащихся на уроках естественнонаучного направления

учитель биологии и химии, АНО ЦО «Знак»

В настоящий момент мы являемся свидетелями перемен, происходящих во всех сферах жизни нашего общества. На фоне этих преобразований острее осознаются проблемы педагогической теории и практики. Традиционные представления об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта, добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются. Сегодня ученики должны приобретать опыт познавательной, практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. «Знания» из цели становятся средством образования, а его результатом – умения, действия со знанием.

Сложившаяся ситуация делает  актуальной проблему поиска новой философии образования. овая философия образования строится на взаимодействии двух парадигм:

•         холистический  подход к миру, как к целостной системе, согласуется с попыткой построить образование в соответствии с законами природы, где основополагающим выступает представление  «все связано со всем»;

•         гуманистический подход к человеку, живущему в современном  мире, где внутренняя организация и  специфика познания  отдельно взятого  человека и его возможности потребности становится главной педагогической ценностью.

Традиционные представления  об образовании как о деятельности, результатом которой является усвоение опыта,  добытого предшественниками в форме знаний, трансформируются.  Сегодня ученики должны приобретать опыт познавательной, практической, творческой деятельности, опыт формирования ценностных отношений. «Знания»   из цели становятся  средством образования, а его результатом – умения, действия со знанием.

Чтобы привести в соответствие социальный и личностный заказ к проектированию содержания общего образования предлагается использовать компетентностный подход. Ключевые компетенции являются надпредметными и многомерными, они имеют универсальный личностно-деятельностный характер. 

Компетентностный подход ориентирован на работу с информацией, представленной в различной знаковой системе: решение социально-значимых практических задач :  (проведение наблюдения, выдвижение  и проверка   гипотезы, постановка цели и задачи, анализ полученных результатов) соотнесение знаний, получаемых в школе, с собственным жизненным опытом, умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Приобретая опыт познавательной и ценностно-ориентированной деятельности, учащиеся получают приоритетную возможность продвижения в общекультурном пространстве, подъема в социальном лифте.

Современные технологии реализации компетентностного подхода и  достижения  планируемых результатов исходят из необходимости применения учебных задач и ситуаций. Учебная задача - это один из основных компонентов учебной деятельности. Задача представляется как сложная взаимосвязанная система информации о каком-либо процессе, явлении, событии. Часть информации при этом задаётся в явном виде, а часть - скрыта и необходимо найти новые знания, способы действия или использовать комплекс уже имеющихся навыков  и знаний, чтобы разрешить поставленную задачу. Учебная задача приводит учащегося к овладению новыми способами деятельности, т. е. происходит изменение субъекта, производящего деятельность, что даёт возможность перехода учащегося  из объекта действия  в субъект образовательного процесса.

Важным средством реализации компетентностного подхода является межпредметная интеграция знаний, позволяющая  оптимизировать, систематизировать  и  интенсифицировать процесс обучения,  необходимость использования которой особенно явно проявляется в цикле естественнонаучных предметов, поскольку она приводит к системному единству объектов познания, к пониманию фундаментальных законов и явлений природы. Использование межпредметной интеграции позволяет реализовать главную цель школьного образования - формирование мировоззрения, которое является ведущим фактором личностного развития.

 Развитие личности учащихся  неотъемлемо связано с формированием внутренней позиции субъекта. Подготовка учащихся как субъектов социальной и собственной жизни, способных к самоформированию, саморазвитию, самореализации и саморегуляции, законодательно оформлена в Законе Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 г.  Реализация деятельностного подхода, в том числе, с помощью  решения учебных задач, использование межпредметной интеграции  на уроках будет способствовать реализации  активности учащегося за счет актуализации его мотивационных ресурсов, личных смыслов и целей в образовательной деятельности.  При этом  педагог должен принимать  учащихся  со всеми их  возрастными проблемами, быть способен к взаимодействию, соблюдая педагогический такт и деликатность, настроен на диалог с ним;  воспринимать развитие субъектности подростка как значимую педагогическую цель. 

Список литературы: 

1. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции – как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Нар. образов. 2003, № 5. С. 31-38.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Код публикации: 

2139

Издание: 

Страница в издании: 

164