Образование для устойчивого развития: взаимосвязь школы и ВУЗа

д.б.н., профессор биологического факультета, МГУ

Столетиями одной из двух главных задач школьного образования была передача знаний подрастающим поколениям. Совершенствуясь в этом направлении, средняя школа освоила классно-урочную систему, разработала учебные планы, детализировала программы обучения по курсам, усовершенствовала учебники и задачники, видоизменила оценочные средства. Надежная передача знаний, или иначе репродукция системы знаний, была в центре внимания и воспринималась как безусловная и основная цель образования.

К концу XX в. репродуктивный подход был признан недостаточным, а его доминирование не соответствующим главной цели образования – подготовки молодежи к работе. Это решение зафиксировано в «Стратегии образования в интересах устойчивого развития» (Стратегии ОУР), принятой в 2005  г. по инициативе ООН. Россия выразила готовность следовать руководящим принципам Стратегии ОУР. Период с 2005 по 2014  г. объявлен мировым сообществом «Десятилетием ОУР».

Чем же плох привычный для средней школы, да и для многих вузов репродуктивный подход? В результате преобладания заучивания подавляются инициатива, новаторство, способность легко решать непривычные новые задачи. Знания необходимы в сочетании с навыком эффективных действий за пределами инструктивного пространства, т.е. при условии сохранения значительной индивидуальной свободы обучения, вариативности образовательных программ, значительной доли практических творческих занятий с учетом индивидуальных склонностей каждого из учащихся. Иными словами, ученики должны быть подготовлены к ситуациям, при которых всех переданных им знаний будет совершенно недостаточно для решения новых задач.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров лишь частично способна справиться с проблемой непредсказуемости появления новых задач и областей деятельности. Основной упор должен быть сделан на создание благоприятных предпосылок для самосовершенствования, самообучения, проявления созидательной инициативы, как в науке, так и на производстве.

Суть Стратегии ОУР состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур. Как сказано в самой Стратегии ОУР: «Образование выступает одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и развития демократии».

Перестройка системы образования должна способствовать развитию у населения навыков критического и творческого мышления в сочетании с воспитанием взаимного уважения к инакомыслящим, толерантности, глубинного понимания демократических форм принятия согласованных решений и выполнения намеченных планов.

В этих условиях средняя школа еще больше нуждается в поддержке со стороны высшей школы. Если раньше представители вузов своими уроками оживляли школьную программу, способствовали углублению приобретаемых знаний, т.е. были в некотором роде орудиями репродуктивной системы обучения, то теперь перед сотрудничеством между средней и высшей школами наметились иные приоритетные задачи. И это, прежде всего, развитие инициативы и творчества у школьников.

Продолжая обучение выпускников школ, вузы сталкиваются с рядом серьезных проблем, порожденных стилем школьного обучения. Среди них: абсолютизация знаний и познания как такового, низкие когнитивные возможности, пассивность в обучении, подмена творчества заимствованием, неразвитость аналитических навыков, неспособность формулировать вопросы, отсутствие навыков самостоятельной работы, неподготовленность к трудовой деятельности и, наконец, недостаточная внутренняя мотивация вчерашних школьников к продолжению обучения. Большинство из этих проблем – прямое следствие порочности доминанты репродуктивного подхода в образовании.

Под абсолютизацией знаний я понимаю инвариантность усвоенных теорий, схем, парадигм. Стремясь передать как можно больше знаний, учебные планы средней школы жертвуют рассказами о том, каким способом эти знания получались, с какими альтернативными гипотезами конкурировали и по каким причинам были канонизированы. Собственно процесс познания в современных учебниках и на уроках оказался выхолощенным. Не понятно, как знания возникли и насколько они незыблемы. Задача любого вуза, и МГУ в первую очередь, компенсировать этот изъян, помочь содержательно и методически вдохнуть жизнь в школьные схемы. Показать, как рождаются знания и насколько они подвержены постоянному изменению.

Школа не воспитывает у своих учащихся уважения к источникам знаний. В школьных учебниках отсутствуют ссылки на источники информации. Первоисточники автоматически выпадают из процесса познания. Довольствуясь пересказами, концентратами, комиксами знаний школьники невольно лишаются возможности развития аналитических навыков. В итоге, выпускники школ с большим трудом задают вопросы, мало сомневаются и не умеют сравнивать. Значит, одна из главных задач высшей школы – познакомить школьников с «кухней познания», «запах» которой не отвращает, а, наоборот, привлекает и зажигает юные умы.

Много сказано и написано о низкой мотивации школьников к обучению. Пытаются совершенствовать внешнюю мотивацию, совершенно забывая о внутренней мотивации, которая формируется на основе позитивных примеров. Если в начале и вплоть до середины XX в. положительным примерам уделялось немало времени на уроках, то теперь, при столь насыщенной школьной программе, в те же 10–11 лет обучения уже невозможно вместить рассказы об ученых, изобретателях, путешественниках. Даже Ломоносов в школьной программе предстает энциклопедически сухим и блеклым. Не в этом ли одна из главных причин низкой мотивации к обучению? А если так, то наша задача рассказать о достойных подражания примерах, так сказать продолжить серию «ЖЗЛ».

И еще одна особенность эпохи – Интернет. Самообразование и независимое творчество получили мощный фундамент в виде бездонного и свободного Интернета. Но им надо уметь пользоваться. В этом отношении неоценима помощь преподавателей вузов и ученых, в совершенстве владеющих этим инструментом.

В последней генерации государственных образовательных стандартов уделено особое внимание поливариантности образовательных программ, увеличена доля времени на дополнительные формы образовательной деятельности, такие как внеаудиторные занятия, в том числе и по выбору учащихся.

В последних федеральных стандартах высшего образования при переходе на двухступенчатую систему «бакалавр-магистр» также снижена степень обязательности и единообразия учебных планов и программ.

МГУ имени М.В.Ломоносова пошел еще дальше по этому пути. Согласно Федеральному закону «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» от 10.11.2009 г. № 259-ФЗ МГУ получил право вести обучение «на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований» (ст. 4 п. 1). В них заложены условия для проявления инициативы и творчества студентов во время обучения. Все лучшее, накопленное десятилетиями в МГУ, получило в некотором роде легализацию, т.е. признано заслуживающим внимания и осуществления. Всего разработано 88 стандартов, в том числе: 31 стандарт «интегрированного магистра», 47 стандартов классической «двухлетней» магистратуры и 10 стандартов подготовки специалистов.

В современных образовательных стандартах увеличена доля практических занятий, как классных, так и самостоятельных, предусмотрено участие студентов в формировании своей программы обучения, заложены основы для интенсивного развития дистанционных и интерактивных методов обучения, усилены требования к курсовым и дипломным работам.

В образовательных программах МГУ увеличена возможность освоения студентами разнообразных дисциплин, как по установленной нагрузке за неделю, так и через свободный выбор учебных дисциплин. Таким образом, студенты получают возможность влиять на содержание своего образования. Курсы по выбору студента могут занимать до 30% отведенного на обучение времени аудиторной работы.

В современных образовательных стандартах значительную роль должны играть интерактивные формы проведения занятий, а также самообразование, для которого создаются условия через удаленный доступ к электронным ресурсам ведущих библиотек и научных журналов.

Дистанционные формы обучения становятся все более важными при освоении теоретических знаний. Преподаватели освоили новые формы общения со студентами: по электронной почте, в социальных сетях Интернета, а при необходимости и чтение лекций перед видеокамерой с прямой трансляцией или размещением в Интернете в свободном доступе.

В итоге, образование становится значительно более индивидуальным, свободным и эффективным. Это – главная инновация и важнейшее направление развития современного образования, как в высшей, так и в средней школе.

Приглашаю всех интересующихся эффективными методами преподавания на свой семинар «Методология образования для устойчивого развития», который ежемесячно проходит на 31 этаже Главного здания МГУ и на котором проводится освоение и отработка новых педагогических технологий. У нас вы можете также подписаться на электронный дайджест информации по направлению «устойчивое развитие».

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова много делает для поддержки среднего школьного образования, стремясь открыть всем любознательным доступ к знаниям. Все факультеты организуют многочисленные кружки – большие (факультетские) и малые (кафедральные), проводятся олимпиады. По инициативе МГУ все шире у нас в стране проводится День науки. Большое значение имеют курсы повышения квалификации преподавателей средних школ, на которых учителя получают современные знания «из первых рук».

Код публикации: 

2203

Издание: 

Страница в издании: 

16